Жетон «Швейцарская национальная выставка в Берне 1914»

В моей коллекции иногда возникают случайные вещи, которые, вроде бы, по темам никак не подходят. Таким оказалось и новое приобретение — жетон / медаль «Швейцарская национальная выставка в Берне 1914». Собственно, у меня не было именно швейцарских предметов, если не считать сербские награды, сделанные на фабрике
«Huguenin Frères».

Жетон «Швейцарская национальная выставка в Берне 1914»

В 1868 году два молодых мастера, по фамилии Huguenin, гравер Фриц (1845–1915) и его брат Альберт (1849–1928), открыли небольшую мастерскую по созданию украшений для часов. В 1888 году они выпустили свою первую медаль. Постепенно братья совершенствовали своë мастерство, и технология чернения серебряных украшений сделала их знаменитыми во всём мире. В 1899 году братья переходят от ремесла к индустрии — строят небольшой завод. Компания процветала когда к ним присоединились три сына Фрица — Жорж (1878–1966), который стал коммерческим директором, художник и медальер Анри (1879–1920), а так же Поль (1882–1954), технический директор. Затем компания перешла в руки трёх сыновей. Для внешнего рынка они брали заказы на изготовление наград (Сербия с 1912 года, позднее Королевство сербов, хорватов и словенцев (сиречь — Югославия), межвоенная Польша, Греция), для самой «страны часов, шоколада, банков и Международного Комитета Красного Креста» изготавливали многочисленные медали стрелковых обществ. Таковых среди предметов фалеристики Швейцарии — подавляющее большинство, ибо там нет национальной наградной системы. И они мало кому из коллекционеров интересны. А вот жетон, который попал ко мне интересен явно ещё меньшему количеству фалеристов. Промышленность и сельское хозяйство, да ещё и Швейцарии… Но я же не «стандартный» фалерист, а искусствовед. И меня этот предмет заинтересовал (даже удивил, отчего и приобрёл) своей трактовкой рабоче-крестьянской тематики, которую мы знаем по СССР. Яркий пример — ВСХВ и ВДНХ. И павильоны, и живопись, и малая пластика (в т.ч. значки). Хотя сюжетно всё пошло ещё из дореволюционной поры, в т.ч. и от Всемирных выставок. И тут тематика такая же — выставка достижений швейцарских фермерского хозяйства и промышленности. Только это — прекрасный образец пластики модерна. Особенно — дама с шестерëнкой, конечно! Ага, заводская техника, дымящие на заднем плане трубы, и тут же платье, платок, высокая причëска, голые шея и плечи. То есть, как вечерний выход. Но аллегория красоты (в т.ч. красоты труда) должна быть идеализированной. (У Веры Игнатьевны Мухиной тоже колхозница на знаменитой скульптуре с развивающимся платком — и ничего, шедевр). Эта сторона с текстом на немецком: «Schweizer.[ische] Landes Ausstellung. Bern. 1914.». Хотя и мужчина с упирающимся бычком какой-то красивой альпийской породы — тоже замечательно сделан. Но тут уже больше реализма, нежели символизма. У фермера текст на французском «Exposition Nationale Suisse Berne. 1914». Занятно, что композиционно обе фигуры, и женская, и мужская, расположены диагонально — упираются, упорно трудятся, что опять-таки символично. При этом брутальный мужик упирается со скотинкой больше — угол 55°, а «ажурная» барышня с шестерёнкой меньше — угол 70°: налицо гендерное неравенство, чтобы не сказать мачизм. Но это спишем на консерватизм эпохи, где джентльмен воспринимался как джентльмен, а дама — как дама. (А ещё отвлечёмся, заглянем уже в наши дни и вспомним, что женщины в Швейцарии получили право голоса на федеральных выборах после референдума в феврале 1971 года! А в немецкоязычном кантоне Аппенцелль-Иннерроден женщины получили полные избирательные права только после решения Федерального Верховного суда Швейцарии в 1990 году! Так что это не досужие домыслы, а просто традиция этой страны). Но вернёмся к осмотру жетона. Вдавленная подпись «Huguenin dep.» присутствует справа по борту и на аверсе, и на реверсе. Размер жетона небольшой, прямоугольник всего 26х36 мм, так что деталировка потрясающая! А вот дата трагическая. Выставка, к которой выпустили данный жетон, проходила в Берне с мая по октябрь 1914 года. А, как известно, 1 августа 1914 года началась Первая мировая война, в которой Швейцария традиционно сохраняла вооружённый нейтралитет. Так что это уже и памятник последним мирным дням перед ПМВ.

«Золотая» медаль Милоша Обилича «За Храбрость» (Медаљу за храброст новог модела (познатију као „Медаља Милоша Обилића“). 1913-1941. Швейцарское производство, уменьшенный диаметр

А награды, выпущенные фабрикой «Huguenin» будут носить бойцы, например, сербские герои — медали «За храбрость Милоша Обилича». Но это уже другая история. Так что, предмет, хоть и не по основным темам коллекции (хотя подборка значков по ВСХВ-ВДНХ и сельскохозяйственным наградам ЦК ВЛКСМ остались), но всё же — чертовски удачный пример блестящей пластики. Да ещё и возрастом 110 лет. Умели раньше в фалеристику.

Жаль, что не покажу этот жетон моему учителю… Игорь Евгеньевич Светлов любил разделить со мои коллекционерские радости и обсудить художественные достоинства и недостатки композиции, ритма, рельефа вновь приобретённых предметов. Поговорили бы про швейцарский модерн / ар-нуво / югендстиль.


P.S. Как подсказал Андрей Богданов из музея денег АО «Гознак», фабрика Huguenin в 1922 году хотела чеканить монеты для Советской России. Были сделаны эскизы, но эта инициатива ничем не кончилась.


P.P.S. Информация о фабрике «Huguenin Frères» подробно представлена в удивительной книге о наградах Сербии и Югославии — Car, Pavel / Muhić, Tomislav. Serbian and Yugoslavian Orders and Decorations: From 1859 to 1941. Verlag Militaria, Wien, 2009. 605 p.

Оную книгу удалось заполучить в августе 2023 года. И это едва ли не лучшее издание по фалеристике, которое мне попадалось. 1500 (!) фотографий и потрясающее качество. Авторы, естественно, югославские — Павел Цар и Томислав Мухич, кому ещё писать про сербские и югославские ордена и медали.