Сборник Андреевских научных чтений

Музей-заповедник «Царицыно» представил новый сборник статей Андреевских научных чтений.

Третьи Андреевские научные чтения состоялись в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» в 2021 году и были приурочены к открытию Выставки новых поступлений, которая представляла предметы искусства, вошедшие в фонд музея в течение последних десяти лет.  Участники чтений в своих докладах рассматривали проблемы пополнения музейных коллекций и атрибуции предметов, находящихся в фондах российских музеев и в частных собраниях. Статьи, написанные по материалам этих докладов, вошли в настоящий сборник. Их дополняют публикации, в которых освещаются вопросы истории Царицына и связанных с ним персоналий и осмысляются выставочные проекты, осуществленные музеем. Андреевские научные чтения посвящены памяти искусствоведа Лидии Владимировны Андреевой (1930–2018) и с 2018 года регулярно проходят в музее-заповеднике «Царицыно». Издание адресовано историкам, искусствоведам, культурологам, музейным работникам, краеведам, а также широкому кругу читателей, интересующихся отечественным культурным наследием.

Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. — 272 с.

Читать в PDF: Андреевские научные чтения. Новые поступления, атрибуции, исследования архивов. Сборник статей / ред.-сост. А. Г. ГерасимоваМ. М. Тренихин. — М. : ГМЗ «Царицыно», 2022. — 272 с.

ISBN 978-5-6049024-5-5

Редакторы-составители А. Г. Герасимова, М. М. Тренихин
Редакторы О. Ю. Козырева, Т. Б. Олефиренко
Корректор Л. А. Федецкая
Вёрстка и обработка иллюстраций А. С. Сухорукова

Логотип Андреевских научных чтений музея-заповедника «Царицыно». Алексей Сидельников. 2018

Напомним, что логотип Андреевских научных чтений с изображением Виноградных ворот в 2018 году разработал главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.

Редакторы-составители сборника искусствоведы Александра Герасимова (Стёпина) и Михаил Тренихин. Фото: Дмитрий Щёлоков

Содержание
Е. Б. Фокина Приветственное слово
О. В. Докучаева О сборнике
Часть первая
Комплектование и атрибуция (Царицыно и музеи-партнеры)
Е. Б. Карасёва История коллекции ГМЗ «Царицыно» в 2010–2021 годах. Способы и источники поступлений
Н. Ю. Иванова История страны в одном предмете. Ваза «Канал имени Москвы» из коллекции ГМЗ «Царицыно»
Н. Ю. Иванова Москва в черневой гравюре. Из коллекции ГМЗ «Царицыно»
Н. Ю. Гусева Бюро в стиле жакоб. К вопросу о русской мебели фирмы Генриха Гамбса
Д. А. Лебедева Новые поступления. Предметы свадебного дунганского костюма в фондах ГМЗ «Царицыно»
А. Г. Герасимова (Стёпина) Жардиньер из собрания ГМЗ «Царицыно»: к вопросу об авторстве
П. Б. Ермолов К проблеме датировки некоторых сооружений царицынского садово-паркового ансамбля
С. Г. Калинина План Большого дворца в Царицыне архитекторского помощника П. С. Курочкина. Проблемы атрибуции
В. В. Левшенков Фарфор Александра Громова. Материалы к биографии. Новые атрибуции
А. В. Тарханова Фасоны и элементы комплектов тканевого убранства интерьеров царскосельских дворцов в 1780–1790-е годы
А. С. Улитова Коллекция швеек второй половины XIX — первой четверти ХХ века (атрибуция новых поступлений)
Е. Н. Андреева-Пригорина История семьи, история усадьбы. К атрибуции работы художника А. А. Губарёва (1885–1965). «Усадьба зимой» из собрания Государственной Третьяковской галереи
Н. О. Веденеева Модный приговор. Gravures de modes во Франции XVIII века. Новые поступления ГМИИ имени А. С. Пушкина
А. Ю. Епатко Российские монеты XVIII века в собрании Морского музея в Нумеа (Новая Каледония). О так называемой Камчатской коллекции Лаперуза
Часть вторая
Теория искусства и исследования архивных материалов
О. В. Докучаева В. И. Баженов и П. А. Демидов. К истории взаимоотношений
В. В. Егорычев Зачем Екатерине II в 1775 году понадобилась Чёрная Грязь?
Г. И. Ерофеева «Я много получила и от занятий своих, и от профессоров… я всегда буду благодарна им». Студенческие годы В. Н. Муромцевой
Е. В. Офицерова С. А. Муромцев. Новые архивные материалы и исследования
О. А. Соснина Лидия Владимировна Андреева. Личное собрание как портрет исследователя
М. М. Тренихин Эхо прошедшего времени. Беседы с Лидией Владимировной Андреевой
Часть третья
Выставки и художественные события
Л. В. Казакова Пространство как художественный феномен
М. М. Тренихин Симпозиумы «Стекло в ландшафте» в «Царицыне». Воспоминания участников

Сведения об авторах

Андреева-Пригорина Екатерина Николаевна, искусствовед, куратор галереи «Арт.Собрание», член АИС (Москва)

Веденеева Наталия Олеговна, заведующий Отделом графики ГМИИ имени А.С. Пушкина, кандидат искусствоведения (Москва)

Герасимова (Стёпина) Александра Георгиевна, заведующий научно-исследовательским отделом ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения (Москва)

Гусева Наталья Юрьевна, заместитель заведующего отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции русской мебели, эксперт по культурным ценностям при Росохранкультуре, ведущий эксперт по русской мебели XVII – начала XX века, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург)

Докучаева Ольга Владимировна, заместитель генерального директора ГМЗ «Царицыно» по научной и экпозиционно-выставочной деятельности, заслуженный работник культуры г. Москвы, кандидат искусствоведения (Москва)

Егорычев Виктор Васильевич, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения (Москва)

Епатко Андрей Юрьевич, старший научный сотрудник Государственного Русского музея (Санкт-Петербург)

Ермолов Павел Борисович, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения (Москва)

Ерофеева Галина Игоревна, экскурсовод сектора экологического воспитания отдела музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания ГМЗ «Царицыно» (Москва)

Иванова Надежда Юрьевна, заместитель заведующего отделом хранения музейных предметов ГМЗ «Царицыно», хранитель фондовой коллекции предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, кандидат искусствоведения (Москва)

Казакова Людмила Васильевна, главный научный сотрудник НИИ изобразительных искусств РАХ, доктор искусствоведения, академик РАХ (Москва)

Калинина Светлана Геннадьевна, старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно», кандидат исторических наук (Москва)

Карасёва Елена Борисовна, главный хранитель музейных предметов службы учёта и хранения музейных коллекций ГМЗ «Царицыно» (Москва)

Лебедева Дарья Алексеевна, хранитель музейных предметов II категории отдела хранения музейных предметов ГМЗ «Царицыно» (Москва)

Левшенков Владимир Владимирович, искусствовед, член секции критики и искусствоведения Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов (АИС) (Санкт-Петербург)

Офицерова Елена Викторовна, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГМЗ «Царицыно» (Москва)

Соснина Ольга Александровна, заведующий сектором исследования декоративно-прикладного искусства научно-исследовательского отдела ГМЗ «Царицыно», кандидат искусствоведения  (Москва)

Тарханова Анна Викторовна, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царское Село», кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург)

Тренихин Михаил Михайлович, научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГМЗ «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция», доцент ЛГАКИ им. М. Матусовского, кандидат искусствоведения (Москва)

Улитова Анастасия Сергеевна, старший научный сотрудник Государственного исторического музея (Москва)

______________________________
______________________________



Очередные Андреевские научные чтения состоятся в музее-заповеднике «Царицыно» в октябре-ноябре 2023 года в рамках работы выставки «В поисках народного искусства», их проблематика будет посвящена традиции и её новому осмыслению. С вопросами можно обращаться к секретарю Организационного комитета Андреевских научных чтений Михаилу Тренихину: trenihinm@yandex.ru; m.trenihin@tsaritsyno-museum.ru

Памяти ЭТПК

Экспериментальный творческо-производственный комбинат в Москве был создан в рамках творческих производств в сфере декоративного искусства системы Художественного фонда и Союза художников СССР. Московский комбинат был образован в 1948 году Союзом художников РСФСР. Сначала это был небольшой цех керамической и бетонной скульптуры, который располагался в районе Потылихи. На «Потылиху» пришли выдающиеся скульпторы Исидор Фрих-Хар и Мария Холодная. Их монументальные керамические скульптуры, рельефы и фонтаны, вывели керамическое искусство за пределы бытовых форм. Керамика ЭТПК завоевывала призы на крупнейших всемирных выставках в Фаэнце, Волорисе, Монреале. С 1965 года с ростом задач комбинат укрупнили создали новые мастерские: стекольную, ламповую, художественного металла, ювелирную, эмалевую, цех по производству значков, которые штамповали на весь СССР. Для комбината было выстроено специальное здание близ усадьбы Воронцово, которая и подарила комбинату название – «Воронцово».

На предприятии выполнялись уникальные произведения для отечественных художественных выставок и международных конкурсов. Они во многом повлияли на развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства в стране. Кроме того, на ЭТПК выполнялись комплексные заказы различных предприятий и учреждений на выполнение убранства домов культуры, санаториев, домов отдыха, кинотеатров, кафе и ресторанов. Отличительной чертой художественных изделий ЭТПК была их нестандартность и малотиражность. В процессе тиражирования очень часто участвовал сам автор.

Расцвет ЭТПК пришёлся на 1960–1980-е годы. Но и после распада СССР ЭТПК «Воронцово» остался уникальной производственной базой. Здесь создавались свои собственные керамические массы разного качества. Дробильный, проминочный, литейно-керамический цеха, цеха холодной обработки стекла, ковки и литья металла сохраняли уникальных технических специалистов. Это являлось сильным подспорьем для работающих здесь художников. Сами же мастера даже в условиях исчезновения коллективного заказа, и большей индивидуализации работ ценили ЭТПК за возможность работать бок о бок друг с другом. Там были и взаимная поддержка, и советы от коллег и атмосфера творческой конкуренции. В 2021 году было принято решение о ликвидации ЭТПК. Здание комбината 1965 года было продано и в апреле 2022 года снесено. Некоторые образцы Ассортиментного комбината – произведения из керамики и металла (порядка 1300 единиц), – а также остатки архива были переданы в музей-заповедник «Царицыно».


Съёмка, озвучивание: Юрий Щербаков
Сценарий: Александра Герасимова (Стёпина), Михаил Тренихин
Монтаж: Евгений Белаш
© Музей-заповедник «Царицыно», 2022

См. также статью:

Тренихин М.М. ЭТПК – московская кузница значков // Московское наследие, 2022. №4. С. 116—125.

Главы Михаила Тренихина в учебнике

Замечательная новость! У нас с непревзойдённой Викторией Владимировной Петуховой вышли две обширные совместные главы в новом учебнике. По заданию Дмитрия Михайловича Володихина писали «просто о сложном, интересно о главном». Конечно, писать о том как делаются выставки в музее должен тот, кто их долго и успешно делает. Тут Виктория, как руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея-заповедника «Царицыно» имеет огромный опыт. В общем, писали по опыту практики и собственных стажировок. Так, чтобы было интересно. Думаю, эти тексты будут полезны для студентов!

Петухова В.В., Тренихин М.М. Организация выставочной деятельности в музее // Культурное наследие. Том 2. Материальное наследие (музей, дом, храм). Учебное пособие / Под ред. и сост. Д.М. Володихин. — М.: «Снежный Ком М», 2022. 175—207.

Подглавки:
1. История и современность: от кабинета редкостей к современной музейной экспозиции
2. Планирование выставочной деятельности музея
3. Параметры выставочных площадей музея
4. Количество и качество музейных фондов
5. Аудитории музея
6. Время и длительность проведения выставок
7. Объем финансирования
8. Особые даты
9. Составление выставочного плана
10. Составление сетки выставок
11. Типология выставочных проектов
12. Сбор и фильтрация идей для выставок. Органы, принимающие решения

Петухова В.В., Тренихин М.М. Проектирование и создание экспозиций // Культурное наследие. Том 2. Материальное наследие (музей, дом, храм). Учебное пособие / Под ред. и сост. Д.М. Володихин. — М.: «Снежный Ком М», 2022. 208—235.

Подглавки:
1. От экспозиции к выставочному проекту
2. Порядок работы над выставочным проектом
3. Создание научной концепции выставки
4. Подбор экспонатов и формирование тематико-экспозиционного плана (ТЭП)
5. Заключение договоров на предоставление экспонатов
6. Создание дизайн-проекта выставки, светового и мультимедийного оснащения. Разработка чертежей конструкций
7. Создание текстов и разработка графического дизайна выставки
8. Страхование и транспортировка экспонатов
9. Монтаж экспозиции
10. Культурно-образовательная деятельность
11. Экскурсии
12. Арт-медиация
13. Музей и школа
14. Инклюзия

ISBN 978-6049096-1-4

Рецензенты: доктор исторических наук С.В. Алексеев, доктор исторических наук Г.Р. Наумова

Научный редактор и составитель: Д.М. Володихин

________________________________________________________

Культурное наследие. Том 1. Нематериальное наследие (слово, танец, музыка), том 2. Материальное наследие (музей, дом, храм). Учебное пособие / Под ред. Д. М. Володихина М.: 2022

ТОМ 1

Культурное наследие. Том 1. Нематериальное наследие (слово, танец, музыка). Учебное пособие / Под ред. Д. М. Володихина, сост. Е. Г. Боронина. М.: Снежный Ком М, 2022.

СОДЕРЖАНИЕ
Д. М. Володихин
Что такое культурное наследие
Е. Г. Боронина
История и теория народной художественной культуры
В. Б. Сорокин
Русская фольклористика
В. И. Ситников
Русская традиционная культура
А. Е. Чернова
Методика полевых исследований
А. С. Миронов
Устный героический эпос русских
Е. Г. Боронина
Русское народное песенное творчество
К. С. Васин
Инструментальная культура русского народа
О. А. Федотовская
Народный танец и традиционные народные игры
А. Н. Котов, А. Е. Чернова
Фольклорный театр
В. Б. Сорокин
Русское красноречие

ТОМ 2

Культурное наследие. Том 2. Материальное наследие (музей, дом, храм). Учебное пособие / Науч. ред. и сост. Д. М. Володихин. М.: Снежный Ком М, 2022.

СОДЕРЖАНИЕ
О. А. Денисова
История музейного дела
Н. И. Демирова
Комплектование, учет и хранение музейных фондов. Электронные системы учета
О. А. Денисова
Режим учета и хранения драгоценных металлов и камней в музее
О. А. Денисова
Режим учета и хранения оружия в музее
В. В. Петухова, М. М. Тренихин
Организация выставочной деятельности в музее
В. В. Петухова, М. М. Тренихин
Проектирование и создание экспозиций
Д. М. Володихин, И. В. Родионова
Русская иконопись
Е. Ю. Пухначева
Ювелирное искусство и художественный металл
Е. Ю. Пухначева
Русское народное декоративно-прикладное творчество
М. С. Ерохина
Народное деревянное зодчество
Л. В. Беловинский
Фортификационное наследие
Л. В. Беловинский
Индустриальное наследие


Фото: Дмитрий Щёлоков