Искусствовед и не искусствовед

Решили сделать новый канал «Искусствовед и не искусствовед» и писать что-то своё об искусстве, музеях, выставках и коллекциях. И какие-нибудь жизненные наблюдения. Часто будем ссылаться на наш журнал «Коллекция» sammlung.ru

Искусствовед (Михаил Тренихин) и не искусствовед (Алексей Сидельников)

Искусствовед (Михаил Тренихин) и не искусствовед (Алексей Сидельников)

Гимнастка со свастикой

Новинка в коллекции — потрясающей красоты крупный (47х65 мм) австрийский памятный знaк Гeрманcкого гимнacтическогo coюзa для учаcтникoв Пeрвoго Федерального фестиваля гимнастики (аналог в СССР — спартакиада) в городе Линц в 1922 году (нем. 1. Bundesturnfest Des Deutschen Turnerbundes in Linz a. D., 1922). Это как раз соперники славянского сокольского движения, получившего второй расцвет в Чехословакии и Югославии после Первой мировой войны. В этом ключе и приобрёл.

После Первой мировой войны несколько австрийских гимнастических ассоциаций снова объединились 2 сентября 1919 года и образовали «Немецкую федерацию гимнастики 1919 года» (нем. «Deutschen Turnerbund 1919»).
В 1933 году в Австрии 64 клуба гимнастической ассоциации были распущены из-за замаскированной национал-социалистической деятельности, региональные гимнастические фестивали и показательная гимнастика были вообще запрещены, как и ношение свастикоподобных значков ассоциации: отсюда и название «Гимнастка со свастикой» (нем. «Hakenkreuzler-Turner»). Эмблемой является «гимнастическая свастика» (вот её и прикрыл фиговым листом) с четырьмя буквами «F», вписанными под углом вправо в круг. Это четыре слова, лозунг членов гимнастических союзов (Turnvereine): frisch, fromm, fröhlich, frei — «Свежий, благонравный, радостный, свободный».
В ночь перед вторжением немецкого вермахта 12 марта 1938 года все важные общественные здания в Вене были заняты членами австрийских СС, СА и той самой австрийской «Немецкой федерации гимнастики 1919 года».
После того, как Австрия была «присоединена» к Германскому рейху, «Немецкая гимнастическая ассоциация 1919 года» была торжественно включена в Германскую имперскую ассоциацию физических упражнений в мае 1938 года.

У знака отсутствует заколка, а поскольку он очень выпуклый, как античные фалеры, его, похоже, пришивали к одежде с помощью проделанных дырок (сточены части на хвосте и лапе орла).

Про одну итальянскую монету

Когда-то давно сокурсник родителей Дима Бурцев (почему-то все художники, выпускники Строгановки были дяди и тёти, а он — просто Дима) подарил итальянскую монету 1998 года — 500 лир к 20-летию IFAD (Международный фонд сельскохозяйственного развития). Что это такое я в сущности недавно узнал. Это и не интересовало. Тут важна эта рука на реверсе. Итальянских монет непосредственно из Италии мне от Димы перепадало тогда немало. Я, наверное, кроме Пушкинского музея (посещением которого матушка меня пичкала) и родительских книг и альбомов, итальянское искусство вообще-то через монеты и узнал. И фраза отца по поводу этих монет «итальяшки — эстеты» запомнилась. Уже много позже я познакомился с итальянской фалеристикой. И их наградные медали от Первой до Второй мировых войн — это прямо образец того, что никто другой вместить в медальный диск не умеет. Ни сюжету, ни по экспрессии. Сегодня уже со студентами обсуждаем эти медальерные изыски.
Но запомнилась мне, десятилетнему, та монета, та рука и колосья. Печально, что юбилейные монеты СССР и РФ таким мастерством не поражали и не поражают. А должны в идеале, это лицо. Но и сменившие лиры и монеты других стран Европы новоиспечённые евро (а тоже уже времени прошло, в 2002 году ввели) тоже так своей пластикой не восхищали. А прошло более четверти века. От детской коллекции практически ничего не осталось. Да и коллекции в полном смысле слова не было. В нумизматику я не пошёл, чуть позже увлекла фалеристика. Но зацепила именно та монета! Эстетская.

Италия. 500 лир. 20 лет IFAD. 1998
Италия. 500 лир. 20 лет IFAD. 1998

Авторы-медальеры
Аверс: Laura Cretara (CRETARA)
Реверс: Luciana De Simoni (L. DE SIMONI)

Надо отметить, что традиции великолепной монетной чеканки в Италии зародились уже в Древнем Риме. Про римский портрет в нумизматике писал великолепный материал наш коллега Павел Ермолов: