Смерть фашизму – свободу народу


Пополнение коллекции в раздел Сербии-Югославии – ранний орден «За храбрость» производства Московского монетного двора. Делали их для союзников в СССР, ещё во время войны. Этот экземпляр №6644 (максимальный известный номер этого типа – 10279). После войны их стали производить в изменённом дизайне сами югославы на фабриках IKOM (Загреб) и ZIN (Белград). Послевоенный загребский у меня был давно, № 89264, вручённый заставнику (zastavnik, соответствует званию прапорщика) Тодоровичу Мирке Джордже (Todorovič Mirka Djorje) 20 июня 1949 года (попался с удостоверением).

Ордена «За храбрость» Югославии. Первый тип — производство СССР, Монетный двор, период Второй мировой войны. Второй тип — производство IKOM, Загреб; вручён в 1949 году. Коллекция Михаила Тренихина.

Орден учреждён указом Иосипа Броза Тито от 15 августа 1943 вместе с медалью «За храбрость». Орденом награждались военнослужащие СФРЮ, которые в борьбе с неприятелем совершили действия, в ходе которых проявили личную храбрость. Орденом могли награждаться как военные, так и гражданские лица. По официальным документам, с 7 сентября 1944 по 31 декабря 1985 орденом «За храбрость» были награждены 120636 человек. Точная численность награждённых и их имена остаются до конца неизвестными, поскольку часть документальных сведений была утеряна безвозвратно во время войны.
4 декабря 1998 в Союзной Республике Югославии был принят Закон о наградах, согласно которому орден «За храбрость» официально вносился в список наград. Однако уже 7 июля 1999 было проведено последнее награждение орденом.

Отмечу, что оба с эстетической точки зрения – не красавцы. Но история.

Конференция «Казачество на службе Отечества»

Международная конференция «Казачество на службе Отечества», посвящённая ключевым моментам истории российского казачества и перспективам его развития, состоялась в МГУТУ. Организаторами выступили МГУТУ и Российское историческое общество. 

Ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), доктор философских наук Арсений Миронов

После пленарного заседания работа конференции продолжилась в рамках тематических секций:
• К 370-летию Переяславской рады и присоединению Запорожского войска к России.  
• К 250-летию Кючук-Кайнарджийского мирного договора и присоединения Крыма.
• Преподавание исторических и историко-культурных дисциплин в сфере казачества.

Программа конференции в PDF.

Завершëн первый день работы международной конференции «Казачество на службе Отечества», приуроченная к 370-летию Переяславской Рады и присоединению Запорожского казачества к России.

С докладом в секции «К 250-летию Кючук-Кайнарджийского мирного договора и присоединения Крыма» выступил доцент кафедры истории МГУТУ им. К. Г. Разумовского Михаил Тренихин.

Тема выступления «Первая георгиевская награда РФ: из истории казачьего креста за оборону Приднестровья». На ней были представлены раннее не опубликованные материалы с информацией о художнике, разработавшим эскиз, первоначальных отличиях. Эти сведения планируется включить в сборник статей конференции.

Искусствовед Михаил Тренихин выступает с докладом на конференции «Казачество на службе Отечества». 25 апреля 2024 года
Крест «За оборону Приднестровья» — первая Георгиевская награда Российской Федерации
Юрий Георгиевич Бельмач – автор казачьего креста «За оборону Приднестровья»

Фотографии участников конференции — mgutm.ru

Музей и частный коллекционер

Музеи и частные коллекционеры – друзья или враги? В чём сложность официального оформления их отношений? И какие мифы всякий раз окружают начало этой прекрасной дружбы? На вопросы ответит научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно», доцент кафедры истории Московского университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского, заместитель главреда журнала «Коллекция» Михаил Тренихин. На лекции он расскажет о частных коллекциях, положивших начало тому или иному музею, и современным реалиям сотрудничества коллекционеров с культурными институциями. Вопросы из зала приветствуются.

Зал образовательного проекта «Арзамас» расположен на первом этаже Большого дворца (сразу за инсталляцией «Впрочем, пребываю к вам благожелательная» к 295-летию со дня рождения Екатерины II). Онлайн-трансляцию можно посмотреть на YouTube-канале музея.

Участие – по регистрации и бесплатному билету в музей.

На заставке — искусствоведы и коллекционеры Владимир Левшенков и Михаил Тренихин

Трансляция на ютуб-канале музея-заповедника «Царицыно»


Информация о лекции на официальном сайте музея-заповедника «Царицыно»

Лекция Михаила Тренихина «Музей и частный коллекционер. История взаимодействия»

Информация о лекции на официальном портале Мэра и Правительства Москвы mos.ru

Лекция Михаила Тренихина «Музей и частный коллекционер. История взаимодействия»

Валерий Павлович Новиков – 85!

Палыч и Палыч.
Моему первому шефу, директору Галереи на Чистых прудах Валерию Павловичу Новикову 85 лет! Палыч — настоящий подвижник искусства и друг художников!
На фото портрет работы Татьяны Фëдоровой 2003 года. Почти не изменился. Бодрячком!
Здоровья и радости!

*В 2011–2012 годах я после академии под руководством Палыча постигал галерейную работу, сделал 13 выставок и ходил по мастерским художников.


А что делал я в «Галерее на Чистых прудах»:

Как искусствовед, работая у Валерия Павловича Новикова в качестве директора по организации выставок в «Галерее на Чистых прудах» (Чистопрудный бульвар д. 5 /10, здание Делового центра Торгово-Промышленной Палаты РФ), подготовил и курировал следующие выставочные проекты:

  • «Два мастера» в проекте «Диалоги» — член-корреспондент РАХ Дмитрий Иконников (живопись), действительный член РАХ Михаил Дронов (скульптура).  15 октября — 17 ноября 2011 года.
  • «Неизвестный Зарипов» — гуаши Почётного члена РАХ Аннамухамеда Зарипова, скульптура и мозаика из собрания художника. 26 ноября  2011 года — 10 января 2012 года.
  • «Окно, нонконформизм – XXI век» — Александр Трифонов  (живопись), действительный член РАХ Дмитрий Тугаринов (скульптура). 14 января — 14 февраля 2012 года.
  • «Михаил Ройтер (1916—1993). Акварели» — постоянная экспозиция работ 1970-х — 1980-х годов из собрания В. П. Новикова в конференц-зале Делового центра Торгово-Промышленной Палаты РФ.
  • «А… Я» — Александр Янушкевич (живопись), действительный член РАХ Дмитрий Тугаринов (скульптура). 18 февраля — 14 марта 2012 года.
  • «Миры Люси Вороновой» — живопись Людмилы Вороновой. Первый совместный проект Фонда Русское современное искусство Цюрих и «Галереи на Чистых прудах». 17 марта — 18 апреля 2012 года.
  • «Диалог с продолжением»  50-я выставка «Галереи на Чистых прудах» — действительный член РАХ Ольга Булгакова, действительный член РАХ Александр Ситников, Наталья Ситникова: живопись, композиции в смешанной технике, инсталляции. 21 апреля — 16 мая 2012 года.
  • «Наследие» из цикла «Диалоги» — заслуженный художник РСФСР Андрей Марц, 1924—2002 (скульптура), член-корреспондент РАХ Ирина Марц (живопись). 19 мая — 13 июня 2012 года.
  • «Продолжение разговора» — Никита Шарков-Соллертинский, 1948—2007 (ретроспективная выставка живописи). 16 июня — 11 июля 2012 года.
  • «Унеча — край вдохновения» — живопись участников Унечских международных пленэров (Брянская область), расписной фарфор Елены Ткаченко в технике надглазурной лессировочной живописи. 14  июля — 1 сентября 2012 года.
  • «Юбилей мастера» в проекте «Диалоги» — Заслуженный художник РФ, академик РАХ Анатолий Слепышев (живопись; выставка, приуроченная к 80-летию художника), Андрей Бисти (скульптура). Совместный проект с галереей «Экспо-88». 8 сентября — 2 октября 2012 года.
  • Вечер, посвященный 90-летию российского джаза и основателю первого отечественного джазового оркестра Валентину Парнаху: фотовыставка «Джаз в России» фотохудожников Александра Забрина и Павла Корбута; показ документального фильма «Валентин Парнах: не здесь и не теперь» (реж. Михаил Басов, 2011), презентация первого русского издания книги Валентина Парнаха «История танца»; мультимедийный арт-проект «Полиэтиленовая пляска» художников Юрия Фесенко и Михаила Басова, музыкантов Романа Столяра и Сергея Летова . 6 октября 2012 года.
  • «Ноль и бесконечность» — Александр Кацура (живопись, графика, инсталляции — 50 лет творческой деятельности), Марк Маргулис (скульптура). 13 — 26 октября 2012 года.

Организация выставок «от и до»: поиск художников, отбор работ (живопись, скульптура, графика, арт-объекты), подготовка пресс-релизов, отработка концепции выставок, рассылка информации о выставке целевой аудитории, составление экспозиции, этикетаж, предпечатная подготовка пригласительных билетов, контроль за сайтом галереи, открытие выставок, общение с посетителями, связи с критиками и научными работниками, а также интервью телевидению и журналистам.

Сайту trenihin.ru пять лет

Удивительно, но у сайта небольшой юбилей. Сверились с информацией и удивились: дата регистрации домена 15.04.2019.

Искусствовед Михаил Тренихин

Что это значит? А ничего: создание сайта себя оправдало и им удобно пользоваться самому. И коллеги хвалят. Значит — не зря. Хотя вначале я и упирался, вернее просто ленился заливать информацию. Но теперь всё новое — статьи, интервью, лекции, — стараемся ставить сразу.

Отдельная благодарность куму Максу Алёшинскому за то, что сподвиг этот сайт создать!

Итальянские ветераны Русского фронта

Новинка в коллекции — итальянская памятная медаль белого металла с подробной легендой «Raduno nazionale reduci di Russia e famigliari dei caduti. S. Pelligrino — BG 23-24 aprile 1988». В переводе на русский — «Национальный сбор ветеранов России и семей погибших в городе Сан Пеллигрино 23-24 апреля 1988 года». На аверсе воспроизведена эмблема «U.N.I.R.R.» (Unione Nazionale Italiana Reduci di Russia), которая в свою очередь имеет в своей основе знак «Fronte Russo» (Руский фронт). А чёрно-белая лента взята у креста CSIR, Экспедиционного итальянского корпуса в России (итал. La Croce commemorativa del Corpo di Spedizione Italiano in Russia), он же «Ледяной крест» (итал. Croce di Ghiaccio).

Медаль «Raduno nazionale reduci di Russia e famigliari dei caduti. S. Pelligrino — BG 23-24 aprile 1988» (Национальный сбор ветеранов России и семей погибших в городе Сан Пеллигрино 23-24 апреля 1988 года). Коллекция Михаила Тренихина


То есть, эта была встреча тех, кто приехал к нам в 1941 году, а в 1943 году под Сталинградом почти все привезённые итальянцы закончились. То есть, к 45-летию событий был съезд.

По меткому замечанию А.И. Кучерова это — «медаль в память о съезде недобитых РККА в СССР итальянских фашистов».

Эмблема U. N. I. R. R. На белом фоне представляет в центре две скрещенные сабли, наложенные на «ледяной крест». Венок состоит слева из тернового венца, а справа-из дубовой ветви. Вверху — «Савойский узел». Внизу на полосе написано «Русский фронт». У основания табличка с надписью «U.N.I.R.R.».

Эмблема Итальянского национального союза ветеранов России

Савойский узел, разновидность геральдического узла, используемого в основном в итальянской геральдике. Он наиболее примечателен своим появлением на гербе Савойского дома, где его сопровождает девиз «Stringe ma non costringe» («Стягивает, но не стесняет»).

Кстати, относительно этого союза — Unione Nazionale Italiana Reduci di Russia, — что же это а организация? У организации есть сайт unirr.it. В раздле «О нас» указано:

Итальянский национальный союз ветеранов России был образован 9 августа 1946 года в Риме, в кабинете нотариуса д-ра Игнацио Аркури, из ветеранов кампании России.
Позже к первоначальной группе добавились недавно репатриированные бывшие заключённые, которые стали её бьющимся сердцем.
Деятельность U. N. I. R. R. С самого начала была направлена на то, чтобы пролить свет на итальянскую армиЮ в России и о судьбе военнослужащих, которые были в ней, особенно в отношении более 90.000 павших на русском фронте.


Цели, которые он ставил:

  • поиск новостей о пропавших без вести итальянцах в России во время конфликта;
  • поиск и обнаружение военных кладбищ для репатриации павших;
  • повышение жертв, принесенных бойцами, и почести павшим;
  • инициативы, направленные на то, чтобы донести и рассказать о кампании России в целом и в отношении отдельных эпизодов.

U. N. I. R. R. боролся на протяжении десятилетий, чтобы получить от российского правительства возможность вернуть тела погибших в Италию и после символической доставки Неизвестного Солдата, произошедшей 2 декабря 1990 года в Редипулье в присутствии Президента Республики Франческо Коссига, с последующим захоронением в храме Каргнакко (UD), в 1991 году Министерство обороны начало через ONORCADUTI эксгумации с полевых кладбищ России и Украины, что позволило вернуть в Италию тысячи трупов известных и не опознанных погибших.

В те же годы исчезновение Советского Союза и последующий новый курс из доселе секретных архивов ONORCADUTI были переданы списки погибших в плену. Так началась долгая и трудная работа по транслитерации с кириллицы, в которой U. N. I. R. R. активно участвовал.
Важным аспектом работы, проделанной U. N. I. R. R., является поддержка семей погибших в их отчаянном поиске новостей.
Всегда U. N. I. R. R. организует демонстрации и церемонии в память о павших по всей Италии и участвует в различных поминовениях.
Также В 1996 году была признана правосубъектность Союза и утвержден его статут постановлением Министерства обороны от 20.11.1996, опубликованным в официальной газете Итальянской Республики, Генеральной серии № 300 от 23.12.1996, на стр. 83.

Сегодня U. N. I. R. R. всё ещё хочет сохранить память о ветеранах и павших на русском фронте, в памяти о невыразимых страданиях, которые они пережили на фронте и их семьях дома.

Нормальные цели и деятельность. Поиск погибших, перезахоронения. Но вот последний абзац удивляет своей наивностью:

Они столкнулись с жестокими боями, пытаясь защитить свои позиции от значительно превосходящих сил в вооружении и людях; при отступлении вели бой с оставшимися силами, оставленными для прорыва вражеского окружения; Попав в плен, они столкнулись с жестокими «маршами Давай», жестокими переездами в поездах, лагерями для военнопленных, где их оставляли умирать от холода, голода, дизентерии, тифа.

[Hanno affrontato durissimi combattimenti nel tentativo di difendere le loro posizioni da forze enormemente superiori in armamenti e uomini; nei ripiegamenti hanno lottato con le residue forze rimaste per rompere l’accerchiamento nemico; catturati, hanno affrontato le crudeli “marce del Davai”, i bestiali trasferimenti in treno, i campi di prigionia dove furono lasciati morire di freddo, fame, dissenteria, tifo petecchiale.]

Ау, ребята, а как вы все оказались на территории СССР и с какими целями?! Несчастные итальянские фашисты… Пришли с войной и жалуетесь на плохие условия? Сколько граждан СССР они убили? Сколькие советские граждане умерли во время нашествия от голода и болезней? Так что вспоминается фраза из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет».

И, конечно, никто лучше не сформировал эту историю, чем Михаил Светлов в своём стихотворении «Итальянец»:

Чëрный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца, —
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый…

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным знаменитым заливом?

Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далеком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришёл с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землей Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где былины о наших народах
Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина
Иностранным учёным изучена?
Нашу землю — Россию, Расею —
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного…

Я не дам свою родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не жил и не был!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застеклённое в мёртвых глазах…

1943 г.

Про итальянцев в России и отображении этих событий я написал несколько лет назад статью: