Сборник IV Андреевских научных чтений ГМЗ «Царицыно»

Мы обещали, что сборник выйдет в этом году и он вышел!

IV Андреевские научные чтения : Современные практики осмысления, показа и популяризации народного искусства : Сборник статей / редакторы-составители А.Г. ГерасимоваМ.М. Тренихин. — М. : Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2024. — 480 с. : ил.

Довольные составители сборника Андреевских научных чтений Александра Герасимова (Стëпина) и Михаил Тренихин

СОДЕРЖАНИЕ


Е.Б. Фокина. Приветственное слово

I. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЕЙ СЕГОДНЯ

О. В. Докучаева. Народное искусство в собрании Государственного музея-заповедника «Царицыно». Формирование коллекции

О. В. Докучаева, Ю. Б. Иванова. О выставочном проекте «В поисках народного искусства» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно»

А. А. Гилодо. Народные художественные промыслы. Живое наследие традиционной культуры России

Н. М. Калашникова. Проект «Антропология вещи»  — пример актуализации изучения и экспонирования народного костюма в Российском этнографическом музее

Н. И. Ковалёва. Отдел народного искусства Русского музея в XXI веке: к вопросу об экспонировании и популяризации традиционного костюма в музейном и виртуальном пространстве

II. МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ И НОВЫЕ АУДИТОРИИ

Е. Л. Мадлевская. Проект Российского этнографического музея «Собрание русской старины Н. Л. Шабельской» (принципы демонстрации коллекции собирателя)

О. А. Иноземцева. Международный фестиваль «ТекСтильный букет»: опыт и специфика экспонирования и презентации традиционного и современного художественного текстиля

А. Ш. Найзабекова. Развитие современного декоративно-прикладного искусства в Кыргызстане и его репрезентация в музее

М. М. Гусева. Традиционные ремёсла в музее-заповеднике Кижи как форма презентации нематериального наследия

Е. И. Артюшкина. К истории создания выставки народных промыслов и ремёсел Челябинской области «Традиции Южного Урала»

Д. Н. Баландина Славянское народное искусство детям

Е. Н. Береснева. Выставка «Трижды три неба» в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Просто о сложном

А. А. Бобрихин. Ворсовые ковры Нины Барановой. Вопросы хранения и экспонирования

Э. О. Дружинина. Этнопроект «Уральский взгляд» как опыт презентации русского традиционного костюма в цифровом пространстве

О. В. Семерицкая. Народные художественные промыслы как объект музеефикации: опыт культурологической рефлексии

К. В. Семашко, Г. А. Сивохин. Музей белорусской маляванки Историко-культурного музея-заповедника «Заславль» как инструмент сохранения и изучения нематериального культурного наследия Беларуси

П. А. Столбова. О традиционном в актуальном формате: разработка настольной игры об удмуртской культуре

Л. В. Караваева. Из опыта работы по реализации творческой лаборатории «Искусство даёт бодрость и радость!» Коми-Пермяцкого краеведческого музея имени П. И. Субботина-Пермяка

Н. И. Барсукова. Современная традиция сюжетных печных изразцов в Музее керамики Юрия Новикова

III. ИССЛЕДОВАНИЯ И АТРИБУЦИИ

Т. К. Ашурмадова. Коллекция Михаила Андреева в Музее этнографии имени М. С. Андреева Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана

Н. В. Шарангович. Традиции и поиски: современное декоративно-прикладное искусство Беларуси

Р. А. Эфендиев. Традиционный орнамент в цифровом музейном пространстве

Н. В. Полонникова Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Люди, события, время. По архивным материалам Государственного архива Российской Федерации

И. Б. Шалугина, Ю. Г. Загрядская. Материалы Научно-исследовательского института художественной промышленности в фондах Всероссийского музея декоративного искусства. История, изучение и популяризация

Е. С. Береснева. Русские обрядовые полотенца в фондовых коллекциях Донецкого республиканского краеведческого музея

Н. В. Герасимова. Экспедиции Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан в Тюменскую область с целью изучения народного искусства сибирских татар

А. К. Залялеева. Особенности современной художественной керамики Татарстана

Т. Б. Зиновьева Росписи Красноборья. За традицией — в глубинку!

Г. А. Карева. История строчевышивального промысла в Ивановском регионе

Е. Н. Менгден. Об опыте приобщения молодежи к традиционной культуре посредством реконструкции народных игрушек из дерева (по музейным коллекциям)

Е. В. Офицерова. Роль М. К. Рахимова в возникновении феномена авторского искусства в керамике Узбекистана

Л. В. Петрикова. Заведующий учебной игрушечной мастерской Московского губернского земства Владимир Иванович Боруцкий

Г. А. Пудов. Опыт собирания и изучения уральских сундуков

Т. А. Синельникова. От самодеятельного к народному в культурной политике 1960–2000-х годов на примере Всесоюзного Дома народного творчества имени Н. К. Крупской

Т. А. Удрас. Использование традиций русского декоративно-прикладного искусства в изделиях Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС)

А. С. Улитова. Особенности современного музейного комплектования памятников народного искусства и проблемы их атрибуции

А. С. Улитова. Перспективы и формы комплектования коллекции «Береста» Е. А. Чайко. Реконструкция традиционной одежды и текстиля как форма бытования народного искусства

Л. А. Яковлева. «Область творчества» — комплексный информационный проект в Калининградской области

Редакторы-составители: Александра Герасимова, Михаил Тренихин Редакторы: Ольга Антонова, Александр Безлепкин, Ольга Козырева, Наталия Стефанович
Корректор: Ирина Зверева
Вёрстка и обработка иллюстраций: Алевтина Сухорукова
Руководитель редакционно-издательского сектора: Лилия Хафизова
Рабочая группа: Надежда Бережнова, Елена Глазова

ВДНХ СССР. Отдых круглый год

В прекрасном издательстве «Бослен» вышла новая отличная книга!
Василий Хорст. Выставка культуры и отдыха. История досуга и развлечений на ВСХВ–ВДНХ. 1939–1989 /Василий Хорст; [науч. ред. П. Нефёдов]. – Москва : Бослен, 2025. — 400 с. : ил. ISBN 978-5-91187-490-2

А на странице 24 опубликован плакат авторства моей бабушки, Галины Алексеевны Борисовой (р. 1935) «ВДНХ СССР. Отдых круглый год» (1970). Признаться, до обращения издательства, я о существовании этого плаката не знал, ни макетов, ни самого плаката в семье не сохранилось. А бабушка вот подтвердила. И ей экземпляр книги пойдёт, пусть читает с интересом.

Я больше всегда знал про работы для ВДНХ деда, Анатолия Викторовича Борисова (1933–1969). Он для выставки много рисовал. Сейчас буду поднимать всё, что есть в семье из плакатов, буклетов, книг, именно связанное с ВДНХ, для новых книг и выставок. Немножко про творчество деда тут:

165-й учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих, Крым, Перевальное

Был в годы СССР в Крыму у посёлка Перевальное такой учебный центр для обучения военному делу иностранных граждан — участников различных национально-освободительных движений. Например, ребят из Африканского национального конгресса (ЮАР), Народного движения за освобождение Анголы — Партия труда [Ангола — как раз объект моего интереса], а также из Мозамбика, Намибии (Юго-Западная Африка), Зимбабве (Родезии), Омана, Палестины, Ливии, Эфиопии, Лаоса.

Правильное название этого места: 165-й учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих (1965—1980); Симферопольское военное объединённое училище (1980—1992).

И вот мне попался наконец-то значок этого центра. То есть как попался. Увидел шесть значков, у всех шести — разные колодки. Бывает, что встречаются на значках «перепутки», меняют от другого знака. Но шесть из шести и все разные… Может вообще колодки не было и каждый вешал как попало? Вопрос к специалистам — а какая правильная?!

Знак 165-й учебный центр. Перевальное, Крым

Та колодка, на которой висит наш знак, вероятно, неправильная, т.к. такая же имеется на знаке «Победитель соцсоревнования» (1976, 1977, 1978, 1979 и 1980 годов). Вероятно, правильные колодке на изображении вверху — левая и правая. Хотя, отметим, что такие колодочки встречаются массово и на знаках «Участник строительства газопровода Уренгой – Центр-1 1983–1984» и «Участник строительства газопровода Уренгой – Помары – Ужгород». Так что этот вопрос требует уточнения.


По информации из группы Вконтакте «Фалеристика и сигнуманистика ПВ КГБ СССР»:

«Знак который часто ошибочно принимают за пограничный…
На самом деле это Одесское высшее военное общевойсковое командное Краснознаменное училище.

Одесское высшее военное общевойсковое командное Краснознаменное училище. В 1919 году в Одессе, на базе кадетского корпуса, были открыты пехотные командные курсы, ставшие в 1924 году -13-й Одесской пехотной школой имени Якира, которая в 1937 году была преобразовано в Одесское пехотное училище имени Якира, позднее было переименовано в имени Ворошилова. В 1950-х годах училище становиться общевойсковым, а позднее высшим. В августе 1965 года училище было передислоцировано в г. Киев и вошло во вновь созданное Киевское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М.В.Фрунзе. На базе училища было организовано Одесское высшее военное объединенное Краснознаменное училище, которое стало готовить командные кадры для стран Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки. После развала СССР, в 1992 году, вошло в состав Одесского института Сухопутных войск Украины.

Такие знаки выдавались в 165-м учебном центре по подготовке иностранных военнослужащих – учебный центр Министерства обороны СССР в поселке Перевальное вблизи Симферополя, где в 1965-1980 годах обучали военному делу участников различных национально-освободительных движений. Центр подчинялся 10-му Главному управлению ГШ ВС СССР, отвечавшему за международное военное сотрудничество.
В центре проходили обучение 300-400 человек одновременно, курс обучения занимал от 4 месяцев до года.
В центре проходило обучение ополчения следующих организаций:
Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде (Португальская Гвинея, Кабо-Верде)
Организация народов Юго-Западной Африки (Намибия)
Союз африканского народа Зимбабве (Южная Родезия)
Народное движение за освобождение Анголы — Партия труда (Ангола)
ФРЕЛИМО (Мозамбик)
Африканский национальный конгресс (ЮАР)
Фронт освобождения Дофара (Оман)
ФАТХ (Палестина)».

Панславизм, сокольское движение, Гиляровский

В юбилейный год 170-летия русского писателя, журналиста и москвоведа Владимира Алексеевича Гиляровского (1855–1935) в рамках встреч с коллекционерами (цикл «Личная коллекция») филиал Музея Москвы – Центр Гиляровского наметил новую встречу на 16 января 2025 года.

Докладчик: Тренихин Михаил Михайлович – искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», доцент кафедры истории МГУТУ им. К.Г. Разумовского, заместитель главного редактора журнала «Коллекция», художник-график, коллекционер-фалерист.

Анонс: К собирательству был склонен с раннего детства, но тогда это были прежде всего окаменелости и минералы. Позднее появились монеты. С поздних школьных лет ходя по барахолкам увлёкся нагрудными знаками: так порядка двадцати лет назад в жизни возникла фалеристика. И это было уже коллекционирование. Изначально это по теме пионерии и комсомола (которые сам непосредственно, в силу возраста не застал). Далее началось изучение литературы, общение с коллегами-коллекционерами в интернете и живьём. Параллельно — обучение в Государственной академии славянской культуры, где увлёкся темой знаков и наград славянских стран. С годами хобби стало профессией. Последовали многочисленные статьи, в том числе стал одним из авторов Большой Российской энциклопедии со статьёй «Фалеристика». Далее — выступления на радио и телевидении, публичные лекции (в том числе в Государственном историческом музее, музее Тропинина, родном музее-заповеднике «Царицыно»), учебные курсы по фалеристике для студентов в МГИК и МГУТУ. Свою коллекцию знаков, жетонов, орденов и медалей рассматривает как повод писать о предметах статьи и в качестве учебного пособия. Несколько лет назад стал дополнять фалеристику филокартией (собирать открытки по теме) и старыми фотографиями. Среди одной из интересующих с 2020 года тем — панславянское Сокольское движение, предметы по которому составили в собрании отдельную капсульную коллекцию. В том числе участвовал в выставке музея политической истории в Санкт-Петербурге. Популяризатор коллекционирования, в своих материалах в журнале «Коллекция» и выступлениях в СМИ последовательно подчёркивает значимость коллекционеров как подвижников культуры. Считает, что коллекционер — в первую очередь собирает не вещи, а знания, которыми делится с окружающими.

Место и время встречи: Центр Гиляровского, Москва, Столешников переулок, дом 9, строение 5 (ближайшие станции метро «Пушкинская», «Театральная», «Охотный Ряд»); 16 января 2025 года (четверг), 19:00.

Подробности о цикле встреч «Личная коллекция» в Центре Гиляровского см. на официальном сайте Музея Москвы >>>

* Информация от организаторов: В Центре Гиляровского, филиале Музей Москвы, стартует новый тематический цикл «Личная коллекция» — это серия встреч с московскими коллекционерами, которые расскажут о своих уникальных собраниях, поделятся воспоминаниями и покажут гостям свои лучшие экспонаты. Предметом для коллекционирования могут стать монеты, кирпичи, предметы интерьера, карты и даже царские аптечные пузырьки. Однако мы будем говорить не только о редких экспонатах, но и о тех людях, которые их собирают – ведь за каждой вещью из личной коллекции скрывается своя уникальная история.

Кратко информация продублирована и на портале мэра Москвы mos.ru >>>

Шедевр минимализма

Люблю советские значки 1950-х — 1960-х. Они ещё делались очень качественно, в отличие от более поздних алюмишек. Но вот тут попался настоящий шедевр. Раннее такого ни разу не встречал. Просто три остреньких буковки «СССР» (как бы сейчас сказали «агрессивный дизайн») и летящий по орбите условный космический аппарат. Продавали как знак несостоявшегося в 1965 году фестиваля молодёжи и студентов в Алжире (из-за военного переворота). Но я насчёт этого сильно сомневаюсь. Нет никакой фестивальной символики. И уж очень ярко выражена тут космическая составляющая. Нет, конечно, в 1965 году Леонов вышел в открытый космос. Но это, как мне кажется, скорее либо на запуск спутника в 1957-м, либо — на полёт Гагарина в 1961 году. Надо бы уточнить, с какого года начали клеймо Ленинградского монетного двора в овале ставить (ранее было ЛМД буквами). [Это, кстати, тот самый СПМД / ЛМД, которому в 2024 году исполнилось 300 лет]. В общем, это тот случай — когда хотелось бы узнать точную атрибуцию и имя художника. То ли малотиражный, то ли пробник. Даже реверс с контррельефом рисунка орбиты и космического аппарата прекрасен! Да и лаконичное использование горячей эмали нравится: всего-то полоска и крошечный треугольник залиты, а как смотрится!


Главное, сколько всего не пересматривал и вообще по миниатюрам СССР, и по космической тематике в частности — всё гораздо более «многословное». А вот такой чистоты не видел. Осталось атрибутировать точную дату. А уж если автор станет известен — вообще будет восторг!

Точная принадлежность знака установлена благодаря коллеге Юрию Волобуеву (WOL) с форума Фалеристика.инфо. В собрании Государственного Эрмитажа хранится маточник знака «Советская Делегация. 9-й Всемирный фестиваль в Алжире» (номер в Госкаталоге: 7750995; номер по КП (ГИК): КПГЭ.2009-51099; инвентарный номер: ОН-М-Шт-2670). Этот экспонат снимает все вопросы относительно атрибуции!

Начало использования клейма ЛМД в овале — вопрос, который интересует уже некоторое время. Так выборка из интернета (которой не слишком доверяем) утверждает, что «знак «ЛМД» тремя прямыми буквами употреблялся на значках и медалях примерно до 1962 года. Затем на заводском конкурсе был разработан новый логотип. В массовом производстве знак в виде овальной монограммы стал ставиться на продукции монетного двора примерно с лета или осени 1963 года. Он несколько раз модифицировался и использовался до 1995 или 1996 года». Надеемся получить ответ на этот вопрос у сотрудников Гознака.

Коллега Андрей Богданов из музея Гознака в Петербурге сообщил следущее о времени появления клейма ЛМД в овале: «Вторая половина 1960-начало 1970-х годов. В 1975 впервые логотип появился на монете».

Сохраним уточняющий комментарий коллеги-коллекционера Александра Фадеева: «Самое интересное, что такие значки делались как в медно-никелевом сплаве, так и в серебре. У меня есть два подобных одинаковых значка, один выпущен на ЛМД из медно-никеля, а второй такой же из серебра с клеймом и пробой, выпущен СЮЗ (Свердловский ювелирный завод). Вот так, а выглядят одинаково!». Что ж, поищем и серебряный вариант.

Михаил Тренихин. 17–18 октября 2024 года.

Это прямо экспонат для нашей царицынской выставки «Невская перспектива. Авторское ювелирное искусство Ленинграда/Санкт-Петербурга». О выставке и школе рекомендуем прочесть статью блистательной Галины Габриэль:

Россика в наградах

27 ноября 2024 года (среда), в 19.00, на очередном семинаре научного ежегодника «Историческое обозрение» и литературно-философской группы «Бастион» будет доклад Михаила Тренихина «Иностранные награды русским людям».


Россика — термин, известный в живописи, филателии и нумизматике. А как насчёт фалеристики? Награды, выпущенные за границей, в которых прямо или косвенно прослеживается связь с Россией и русской историей. Таких примеров немало, как в Российской империи, так и в СССР. Проще говоря, сюда относятся, к примеру, иностранные награды, которых были массово удостоены русские люди. Из дореволюционных примеров: Кульмский крест (Королевство Пруссия, 1813), медаль за Босфор (Османская империя, 1833), крест за переход через Дунай (Объединенное княжество Молдавии и Валахии, 1877), медаль в память землетрясения в Мессине и Калабрии (Королевство Италия, 1910). В советское время таких примеров оказалось много. Это награды Монголии, Северной Кореи, Вьетнама, Кубы, стран Варшавского договора. В понятие «россики/советики» входит не только массовость награждения, как один из критериев, но и ключевое участие в событии подданных Российской империи, граждан СССР и Российской Федерации. А как насчёт вражеских наград за действия против России? Есть и они, с конкретными привязками. Но раз они у нас есть — значит это — трофеи. Да и нередко бывшие союзники становились противниками и наоборот. Поговорим и покажем медали и кресты, старые фотографии.


Докладчик — научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно», доцент кафедры истории МГУТУ им. К.Г. Разумовского, кандидат искусствоведения и коллекционер-фалерист Михаил Михайлович Тренихин.
На семинар приглашаются все желающие.


Как добраться: Москва, улица Воронцовская, д. 35б, корпус 1. Ресторан «Старина Мюллер» Большой зал. Ближайшие станции метро: «Пролетарская», «Крестьянская застава».


Выступил с докладом «Россика в фалеристике» на семинаре литературно-философской группы «Бастион» (как я иногда шучу — имени Дмитрия Михайловича Володихина). Награды, связанные с историей России, как союзников, так и врагов. Сейчас я пишу об этом текст. А для пришедших принёс «5 кг коллекции» — это не шутка, планшеты с медалями и крестами ровно столько и весили и тащить было тяжело и лень. Однако же, живая реакция пришедших друзей, коллег и студентов убедила в том, что не зря.
Фотографию любезно сделал Александр Азизович Музафаров.
И да, дело, как всегда в кафе «Старина Мюллер» и там бокалы и бутылки [уберите пуритан от экранов ваших визоров]. Кстати, до революции слёты нумизматов проходили аналогичным образом.
Спасибо, что пришли, дорогие друзья!
Сергей Сизарев
Татьяна Беспалова
Дмитрий Трапезников
Наталья Иртенина
Полина Матыцына
Дмитрий Федотов
Григорий Елисеев
Иван Толмачёв
Ксения Коленченко
И отсутствующий Вконтакте Сергей В. Алексеев. И жаль, что не пришли несколько человек, кого я звал. Но заседание было открытым, о чём Дмитрий Михалыч всех предупреждал.

Историческая геральдика Новороссии

В рамках «Трибуны историка профессионала» состоится публичная лекция кандидата географических наук, главного редактора сетевого издания «Геральдика.ру», главного редактора журнала «Гербовый курьер» Юрия Юрьевича Росича на тему: «Исторические и современные территориальные гербы Новороссии» и встреча с коллективом редакции журнала «Гербовый курьер».

В лекции речь пойдет о реинтеграции вернувшихся в состав России регионов Новороссии. Очевидно, что потребуется решить множество разносторонних вопросов, среди которых и возвращение к общим историко‐культурным основам. В том числе в отношении используемой символики, ведь именно официальные символы — герб и флаг указывают на принадлежность и имеют важное значение в политическом контексте. А историческая геральдика Новороссии чрезвычайно богата и самобытна, поэтому ее восстановление в наше время это пример исторической преемственности. Участники мероприятия смогут узнать историю и истоки территориальной геральдики новых регионов России, а также понять логику восстановления исторической символики этих территорий в наше время.

В программе встречи «Историческая геральдика Новороссии» в формате «Трибуна историка-профессионала: новые исследования и открытия в исторической науке» предусмотрены выступления:

  1. Киселёва Сергея Григорьевича, президента общественной историко-культурной организации «Русская провинция» с темой доклада «Современные территориальные гербы Новороссии».
  2. Тренихина Михаила Михайловича, кандидата искусствоведения, научного сотрудника Государственного музея-заповедника «Царицыно», члена редакционного совета журнала «Гербовый курьер», а также заместителя главного редактора журнала «Коллекция».
  3. Хмелевского Александра Николаевича, главного редактора интернет-портала «Гербовник.ру», научного редактора журнала «Гербовый курьер» с темой доклада «Дворянская геральдика Новороссии».

В завершении встречи запланирована дискуссия и вручение награды журнала «Гербовый курьер», за большой вклад в развитие геральдики – «Серебряная лилия» Хмелевскому Александру Николаевичу.

Для участия в мероприятии необходимо зарегистрироваться в прикрепленной google-форме: https://forms.gle/676s8URxF5eugGvv8

Даты проведения: 16 ноября 2024 года

Время: 14.30–16.00

Место проведения: Государственная публичная историческая библиотека – Москва, Старосадский переулок, дом 9, стр. 1, зал «Под сводами», платформа для вебинаров

Семь лет в Царицыно

Вроде бы просто пятница. Но, между тем, тихо-тихо подошла красивая дата — 7 (семь) лет службы в научном отделе музея-заповедника «Царицыно»! 7/36-х получается! Уже как-то достаточно солидно дата смотрится.

В первую очередь — спасибо коллегам! Главное — люди! А команда у нас замечательная!

Иностранные награды на советских колодках

Собралась небольшая подборка фотографий офицеров и генералов Вооружённых сил СССР. В основном все — ветераны Великой Отечественной.

Награды разные. Перечислим то, что сразу увидели у награждённых:

Монгольская народная республика. Медаль Монгольской Народной Республики «За Победу над Японией» (монг. Япон дээгүүр ялалт нь медаль), Московское товарищество художников, 1945; Медаль «40 лет Победы на Халхин-Голе» (монг. Халхын голын ялалтын 40 жилийн ойн медаль). 1979.

Корейская Народно-Демократическая Республика. Медаль «За освобождение Кореи» (кор. 조선 1945.8.15), 1948.

Китайская Народная Республика. Медаль «Китайско-Советская дружба» (кит. 中苏友谊万岁奖章), 1951.

Польская народная республика. Орден «Крест Грюнвальда» (пол. Order Krzyża Grunwaldu). 1943; Медаль «За Варшаву 1939—1945» (пол. Medal za Warszawę 1939-1945); Медаль «За Одру, Нису и Балтику» (пол. Medal Za Odrę, Nysę i Bałtyk), 1945; Медаль Победы и Свободы (пол. Medal za Odrę, Nysę, Bałtyk). 1945; Грюнвальдский щит (пол. Odznaka Grunwaldzka). 1945; Медаль «Братство по оружию» (пол. Odznaka Braterstwa Broni). 1963.

Чехословакия. Чехословацкий Военный крест 1939—1945 годов (чеш. Československý válečný kříž 1939—1945). 1940; Дукельская памятная медаль (чеш. Dukelská pamětní medaile). 1959.

Федеративная Народная Республика Югославия. Споменица (памятный знак/медаль) «За строительство моста через Дунай» (серб. За грађење моста преко Дунава), 1946.

Третье Болгарское царство / Народная Республика Болгария. Орден «За храбрость» (болг. Орден «За храброст»). 1945; Медаль За участие в Отечественной войне 1944—1945 гг. (За Участие В Отечествената Война 1944-1945 г.). 1945.

Республика Куба. Медаль «Двадцатиление» [штурма казарм Монкада] (исп. XX Aniversario). 1973.

Демократическая Республика Афганистан. Орден Красного Знамени (пушту د سره بینر امر). 1980; Орден За храбрость (пушту د زړورتیا امر). 1985.

Королевство Норвегия. Королевский Норвежский орден Святого Олафа (норв. Den Kongelige Norske St. Olavs Orden) степени Командор со звездой (норв. Kommandør med stjerne), которым награждён командующий Тихоокеанским флотом (1958–1962) адмирал Виталий Алексеевич Фокин (1906–1964).

Этот материал пригодится для лекций студентам и для публикаций. В том числе по вопросам россики-советики. И, конечно, живой пример ношения.

Для примера напомню, что одна дореволюционная фотография дала повод для большого исследования:

И ещё аналогично случилось как-то и с фотографией героя Великой Отечественной войны:

А про награждения наших союзниками и наши награждения союзников по антигитлеровской коалиции ещё одна статья:

Пополнение коллекции

Пополнение раздела коллекции по сокольскому движению за 1901—1948 годы за последние пару месяцев. Тут и значки, и открытки, и почтовые марки, и навершие знамени, и уникальная книга первого в XX веке (и 4-го по счёту) Всесокольского слёта 1901 года. Там впервые появились инструкторы из Российской империи. Хотя подарок от России чехам отправили, интересную знамëнную ленту. По этой книге вообще напрашивается доброная статья.
Кто не знает, что такое Сокольское движение — читаем мой большой материал:

А живьём буду показывать на заседании клуба коллекционеров «Искатель» уважаемых Вадима Лаврова, Леонида Бельского и Василия Волкова в усадьбе Люблино. Дату встречи уточняем, но я напишу.

Значки, открытки, марки, книга по тематике Сокольского движения из коллекции Михаила Тренихина, новые поступления