Художник радости

На сайте музея-усадьбы «Кусково» опубликован очерк искусствоведа Михаила Тренихина о творчестве художника-керамиста Наталии Бодриковой (на фото — с цветами) по случаю её персональной выставки.
Опубликовано: 12.05.2025.
Источник: https://kuskovo.ru/blog/hudozhnik_radosti/
© Музей-усадьба «Кусково».

Дублируем очерк у себя.

Копия страницы в PDF >>>



В Большой каменной оранжерее в рамках проекта «Территория керамики» продолжает свою работу выставка произведений известного российского художника-керамиста Наталии Геннадиевны Бодриковой. Ее взгляд на мир никого не оставляет равнодушным. Он близок и понятен, но каждый воспринимает его под своим углом. Для полного погружения в мир художника и его творчества, мы публикуем материал кандидата искусствоведения Михаила Тренихина. «Наталия Бодрикова — художник радости, художник, скажем прямо, «антропологического» жанра. В её работах превалирует образ человека. Даже там, где его нет, он подразумевается. На блюдах «лежат» плоды, цветы и птицы. Но это не дикая природа, а окультуренная. Это – сад, дело рук человеческих.

Гуманистическая составляющая включается автором в простые, вроде бы, фигуры, в жизни которых постоянно что-то происходит. Даже такие скульптуры-одиночки, как сидящая поутру с котом, стоящая и кого-то ожидающая дама с маленькой сумочкой или девушка с веслом (юмористическая аллюзия на известную довоенную скульптуру) — все это жанровые сцены. Все герои обязательно чем-то заняты, а если не заняты физически, то точно уж о чём-то думают. Размышления и почти всегда улыбки. Добродушный гротеск, как тот, который мы любим в иллюстрациях детских книг советских классиков. Какое-то ощущение тепла и чего-то знакомого, вероятно, по ассоциации со старой книжной графикой. Вы ни разу не видели ту или иную скульптуру, но есть чувство, что вы с ней знакомы. И она вам доброжелательно улыбается.

Доброта и открытость — то, что характерно для «антропологических» работ Бодриковой. При этом они не производят впечатления чего-то «антикварного». Не будем говорить громких слов о вневременном. Нет, это определение сюда не годится. Тут другая история. Поскольку это искусство про людей, оно созвучно дню сегодняшнему. Оно, в хорошем смысле, сиюминутно как луч света в окне или мимолётная улыбка проходящей девушки. Это про жизнь, здесь и сейчас.   Кстати, даже такая композиция, как панно «Бабушкино пальто» с «рассыпанными» керамическими пуговицами, вещь вполне жанровая, как будто шьющая что-то женщина ненадолго отошла и явно находится где-то рядом. Что характерно, человеческое для Бодриковой почти всегда женское. Как правило, её персонажи — представительницы прекрасной половины человечества. В их окружении она чувствует себя великолепно и этим образам нельзя не поверить.

Кроме девушек и дам «героями» Наталии Геннадиевны нередко становятся цветы: как скульптурные, так и изображённые на пластах. Портреты цветов дополняют жанровые портреты девушек, вторят им. Значительно реже художник обращается к природе как образу первозданного мира, хотя есть и керамические пейзажи, и абстрактные композиции. Но всё же главными остаются образы женщин – милые, забавные, порой гротескные, но непременно добрые и очень близкие».

Круглый стол «Венгерское искусство и литература»

29 апреля 2025 года выступил на круглом столе «Венгерское искусство и литература», который организовали Государственный институт искусствознания и Венгерский культурный центр – Институт Листа в Москве. Вроде бы, где я, и где венгерское искусство? Но нет, тема коллекционирования захватывает и этот сегмент.
Тема доклада «Об особенностях художественного оформления наградных медалей Венгрии 1918–1948 годов». Хотя поговорил шире и начал с Австро-Венгрии, а закончил наградами после 1957 года.

К сожалению, из-за простуды пришлось выступать онлайн и не принёс показать подлинные артефакты. А вот мой шаш коллега, старший научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» Павел Борисович Ермолов рассказал о банкнотах Венгрии и принёс много банкнот из своей коллекции!

Открыла круглый стол вдова нашего научного руководителя Ирина Ильинична Никольская с докладом «Игорь Евгеньевич Светлов и венгерское искусство».

То, о чëм было рассказано касательно наград, более-менее известно коллекционерам, но, как правило, остаëтся вне поля зрения искусствоведов, изучающих «большое искусство»: архитектуру и живопись. Предметы, изучаемые вспомогательными историческими дисциплинами нумизматикой, бонистикой, фалеристикой, между тем, зачастую не менее интересны в художественном отношении.

Не было забыто о том, что венгры участвовали во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии. Художественные особенности — художественными особенностями, а историческую память не будем игнорировать.

Да и не будем забывать, что главная медаль из блока Hungarica, того, что связано с историей Венгрии — советская медаль «За взятие Будапешта». Впрочем, после Великой Отечественной войны венгры уже награждали наших людей.

Программа круглого стола:

Триумф Екатерины II. Московский год императрицы

Вышло из печати издание к главной выставке выставке музея-заповедника «Царицыно» 2025 года (22 апреля — 17 августа 2025):

1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы / авторы-составители А.Г. Герасимова, С.Г. Калинина. – М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2025. – 368 с. : ил.

ISBN 978–5–6051534–6–7

Издание приурочено к выставочному проекту, организованному Музеем-заповедником «Царицыно» и Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. Проект посвящён пребыванию императрицы Екатерины II в 1775 году в Москве и празднованию победы в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов. В книге впервые объединены материалы по истории решающих сражений в войне с Османской империей, исследования градостроительных преобразований, материалы о путешествиях Екатерины II по усадьбам, городам и монастырям, а также покупке ею села Чёрная Грязь (будущее Царицыно). Издание богато иллюстрировано изображениями музейных предметов и исторических документов из более чем 30 российских музеев, архивов, библиотек и частных собраний. Книга адресована всем, кто интересуется историей России, архитектурой Москвы и изобразительным искусством XVIII века.


Есть в этом могучем издании и наш небольшой вклад — расширенная аннотация:

Тренихин М.М. «Для поощрения… в военном искусстве». Орден Святого Георгия — высшая воинская награда России // 1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы / авторы-составители А.Г. Герасимова, С.Г. Калинина. – М.: Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2025. С. 42. 

При этом текст соседствует с экспонатом из Музеев Московского Кремля – Звездой ордена Святого Георгия I cтепени, которая принадлежала императрице Екатерине II.


НАД КНИГОЙ РАБОТАЛИ

Авторы-составители, научные редакторы, авторы вступительных текстов к разделам
Александра Герасимова
Светлана Калинина

Авторы статей
Надежда Астафьева
Наталья Болотина
Александра Герасимова
Татьяна Дудина
Михаил Калинин
Светлана Калинина
Юлия Клименко
Александр Лукирский
Елена Нестеренко
Вячеслав Савельев
Андрей Топычканов

Хранители музейных предметов, составители каталожных описаний, авторы аннотаций

Архив внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации
Михаил Якушев

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Максим Дьяконов
Анжелика Уварова

Государственная Третьяковская галерея
Галина Андреева
Ирина Басова
Наталья Преснова

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Лидия Куликова

Государственный исторический музей
Наталья Скорнякова

Государственный мемориальный музей А. В. Суворова
Елизавета Ворчихина
Даниил Сигов

Государственный музей А. С. Пушкина
Анастасия Антонова
Марина Грехова
Ольга Коршунова
Дарья Чугасова

Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Светлана Астаховская

Государственный музей-заповедник «Останкино и Кусково»
Ольга Егорова
Анастасия Жданова
Варвара Ракина

Государственный музей-заповедник «Павловск»
Анна Никифорова
Нина Стадничук

Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Марина Казнакова
Ольга Кислицына
Дарья Малород
Елена Нестеренко
Надежда Потапова
Ирина Тихова

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Наталья Афанасьева
Ольга Копейчикова
Жаклин Никифорова
Светлана Поликарпова
Михаил Тренихин

Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Екатерина Борзова

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Олег Антонов
Ульяна Волкова
Виктория Маркова
Марина Пожарова
Анна Сулимова

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева
Наталья Аскерко
Татьяна Дудина
Юлия Земкина
Татьяна Иванова
Варвара Паршина

Государственный Эрмитаж
Лидия Ляхова
Всеволод Образцов
Людмила Шатилова

Институт русской литературы (Пушкинский Дом)
Елена Кочнева

Калужский областной музей-заповедник
Татьяна Бессонова
Марина Величко
Ольга Комаровская
Марина Риттер

Московский государственный объединённый музей-заповедник
Надежда Астафьева
Ирина Зайцева
Маргарита Прохоренкова
Михаил Сапичев

Музеи Московского Кремля
Людмила Гаврилова
Екатерина Когут

Российская государственная библиотека
Ирина Карпова
Татьяна Морозова

Российский государственный архив древних актов
Наталья Болотина

Российский государственный исторический архив
Татьяна Богданова

Российский национальный музей музыки
Галина Иншакова
Анастасия Коняшкина
Антонина Максимова
Елизавета Малькова
Нина Милешина
Марина Протасова
Елена Сигейкина

Тверская областная картинная галерея
Вячеслав Савельев
Мария Шувалова

Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Никита Венков
Евгений Мульгин
Мария Олейник

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
Надежда Герасименко
Юлия Устинова

Шеф-редактор издания
Наталия Стефанович

Дизайнер
Евгений Корнеев,
проектное бюро «Раздизайн»

Редакторы
Ольга Антонова
Александр Безлепкин
Ольга Козырева
Лилия Хафизова

Корректор
Ирина Зверева

Руководитель редакционно-издательского сектора музея-заповедника «Царицыно»
Лилия Хафизова

Вёрстка
Алевтина Сухорукова
Фёдор Хориков

Обработка изображений
Владимир Семенков


Подготовка к печати
Дмитрий Бирюков

Рабочая группа
Наталья Анциферова
Надежда Бережнова
Полина Высоковская
Вера Епихина
Лилия Крюкова
Виктория Матюхина
Аделина Новикова
Екатерина Павлова
Анастасия Сахабутдинова
Ольга Стрелова
Мария Тесницкая

Медаль «Царицыно» Московского монетного двора

Царицыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы, имеющий многовековую историю. Он строился в 1776—1796 годах по указанию императрицы Екатерины II для её загородной резиденции. Архитекторами комплекса являются два  крупнейших русских архитектора XVIII столетия  —  Василий Баженов и Матвей Казаков. Павильоны в парке построены уже в XIX веке. Центральная часть территории музея-заповедника составляет около 200 Га, из них около 100 Га — исторический пейзажный парк. Общая же площадь музея-заповедника на январь 2025 года (включая Бирюлёвский дендропарк) составляет 675,8 Га. Царицыно находится на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров. Ансамбль выполнен в  стиле «русской готики» и классицизма, состоит из многих сооружений — дворцов, павильонов, мостов, арок. Вокруг них разбит пейзажный парк с живописными прудами, тенистыми рощами и аллеями. Царицыно — самый крупный в Европе ансамбль XVIII века в стиле «русской готики». В XIX веке царская усадьба стала популярным местом отдыха московских дачников. Парк и окрестности усадьбы с XIX века становятся объектом пристального изучения археологов, открывших здесь следы древних культур и курганы вятичей XII—XIV веков.

В 1984 году был основан музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, расположившийся в стенах ансамбля. 2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие отреставрированного дворцового комплекса, в том числе,  Большого  дворца. Отреставрированный для музея дворцово-парковый ансамбль вызвал неподдельный интерес у жителей столицы и сразу же стал популярным местом для проведения выставок, концертов и других культурных мероприятий. В прошлом году государственный музей-заповедник «Царицыно» отметил сорокалетие. В этом году императорской резиденции Царицыно исполнится 250 лет.

К юбилею на Московском монетном дворе была отчеканена новая медаль из серии «Музеи России». На ней рельефно изображена Галерея-ограда с воротами (архитектор В.И. Баженов, 1784–1785), через которые видна Церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» (изображение выполнено лазерной гравировкой) – самый ранний памятник архитектуры на территории ГМЗ «Царицыно» (1765). На оборотной стороне изображён экспонат музея-заповедника — брошь-камея с погрудным портретом императрицы Екатерины II, созданная великой княгиней Марией Фёдоровной. Автор медали — художник ММД Тамила Валерьевна Лифатова.

А идею ей подали: научный сотрудник «Царицына» Михаил Тренихин, зав. научно-исследовательским отделом «Царицына» Александра Герасимова, зам. начальника управления монетно-орденского производства ММД «Гознак» Павел Шин и руководитель художественной студии ММД Михаил Атменеев.

Медаль «Музей-заповедник «Царицыно», Москва. Екатерина Великая». Из серии «Музеи России». Художник Т.В. Лифатова. Московский монетный двор. 39 мм. 2025

И вот, наконец, медаль увидела свет. А вы можете найти ее в торговом салоне Московского монетного двора по адресу: ул. Даниловский Вал, д.1, метро «Тульская».

Подробнее смотри в статье Михаила Тренихина в журнале «Коллекция» от 1 апреля 2025 года:

4 апреля 2025 года новость опубликована на официальном сайте музея-заповедника «Царицыно».

7 апреля новость опубликована в официальной группе в Телеграм музея-заповедника «Царицыно».

8 апреля 2025 года новость опубликована в официальной группе в Вконтакте музея-заповедника «Царицыно».

11 апреля 2025 года новость опубликована в официальной группе в Телеграм Московского монетного двора.

18 апреля 2025 года новость опубликована в официальной группе в Телеграм ГОЗНАКа.

Медаль жене

14 лет назад мы с Ланой Думбадзе сходили в ЗАГС. Говорят, что это — «агатовая свадьба». А, поскольку по мнению друзей — либо «столько вместе не живут», либо «столько Тренихина вытерпеть невозможно» (тут мнения расходятся), то было решено, что жена заслужила медаль! Но такой момент с точки зрения искусствоведа-фалериста должен был быть воплощён как-то необычно. Так имеющаяся сербская медаль 1912 года (подробнее о ней ниже) с утраченным ушком для крепления стараниями Анны Терещенковой обрела вторую жизнь. И получился дукач! Причём, смотрится он одновременно и очень традиционно, и современно. Такой ювелирно-фалеристический этнофутуризм. И, конечно, в обрамлении использованы агаты (помним про 14 лет и соответственный символ).


Памятный знак Первой Балканской войны (серб. Споменица на рат 1912. године) — награда, учреждённая королём Сербии Петром I Карагеоргиевичем 31 октября 1913 года. Знак вручался участникам Первой Балканской войны 1912 года. Привлекает внимание нестандартный дизайн с гербом: двуглавый орёл, под ним лавровый венок, на листьях которых были изображены названия мест, где происходили главные сражения той войны: слева — Куманово, Скопье, Прилеп, Эдирне, Велес, Нови-Пазар, Дебар, Штип, Призрен, Мердаре; справа — Битола, Шкодер, Охрид, Сеница, Дойран, Тетово, Драч, Эльбасан, Приштина.

Мои экземпляры (и из коллекции, и тот, что использован в подвеске) — производства швейцарской фирмы «Huguenin Frères».

Также добавим информацию об авторе из нового справочника по ювелирному искусству: Перфильева Ирина Юрьевна. Художники-ювелиры России. 1923–2023 годы: иллюстрированный биографический словарь / И.Ю. Перфильева ; Российская акад. художеств, Научно-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств. — М. : Русскiй Мiръ, 2024, — 472 с.

На странице 390 находим нашего автора:

Терещенкова Анна Александровна — художник ассоциативно-образного направления, ювелир, эмальер.

Про швейцарскую фирму «Huguenin Frères» уже писали тут:

Неожиданная экзотика

В рамках разработки темы россики-советики в фалеристике попалась в коллекцию совершеннейшая экзотика. И если обычно под словом экзотика понимают страны Африки, Юго-Восточной Азии, или Латинской Америки, то тут экзотика иного толка.

Если спросить моих студентов о том, какие они знают политические партии в США — точно ответят: республиканская и демократическая. И, вероятно, только те, кто постарше могут вспомнить (но не сразу) о таком явлении, как Коммунистическая партия Соединённых Штатов Америки. Скорее, кстати, вспомнят Анжелу Дэвис (англ. Angela Yvonne Davis; род. 1944). Она уж какая коммунистка, и кем стала после 1992 года — вопрос второй. А вот персона Гэса Халла (англ. Gus Hall; полное имя при рождении фин. Arvo Kustaa (Gustav) Halberg, Арво Густав Халберг; 1910—2000) значительно интереснее, фактурнее! Этот мужчина явно был весьма постоянен в своих убеждениях. Можно сказать, что был он не просто коммунистических взглядов, а скорее даже сталинистом. Американец-сталинист. Занятно. И, кажется, даже на самом деле симпатизировал нашей стране. Как большому Советскому Союзу, так и сокращëнной на 14 республик России.

Как КП США связана с нами? Во-первых, зародилась она вслед за октябрьским переворотов 1917 года, в 1919-м. Во-вторых, слово «маккартизм» слышали даже мои студенты. Это о том, как «демократично» бороться с инакомыслием. Вот тут-то коммунисты в Штатах сократились очень сильно. Ну и то, что в 70-е — 80-е годы для СССР были очень выгодны коммунисты у главного геополитического противника. Их, немногочисленных американских коммунистов, например, звали на съезды КПСС. А это ж как статусно: «Вот и в стане наших врагов есть наши друзья, наши американские товарищи».

Именно вот такие значки ко мне попали. Первые два, кругленькие — латунный с горячими эмалями, но, по-американски, на цанге с надписью «CPUSA / 60 /1919-1979» и второй, «значок-пуговица» с надписью «Communist party U.S.A. for socialism / freedom, peace, jobs», — имеют конкретную историю от человека, от которого они попали в мою коллекцию: «Как представитель Всесоюзного объединения „Международная книга” в США в 1970-х годах, мой отец поддерживал взаимоотношения от лица Советского Союза с американскими издательствами, в т.ч. с издательством Компартии США Imported Publications в Чикаго. Этот значок он получил от руководства Компартии в лице председателя Гэса Холла, с кем был лично знаком. Несмотря на крайнюю малочисленность, Компартия США неизменно пользовалась поддержкой КПСС, и еë руководитель приглашался на съезды в Кремль». Относительно первого высказано мнение: «Основательный значок, эмаль. Тираж мне неизвестен, но он вряд ли превышал несколько единиц, максимум пару десятков [для разговора о тиражах всë же следует иметь какие-то документальные свидетельства — прим. М. Т.]. Компартия США не имела широкого влияния, и кроме как с представителями КПСС ей особо общаться ни с кем не приходилось. Дарить значки и продавать их — тем более. Скорее всего, на советские деньги значок и был изготовлен в США». Продавать значки не приходилось точно, но вот дарить их можно было и представителям самых разных компартий мира, в том числе и на партийных съездах и встречах в Москве.

А большой квадратный целлулоидный печатный «бейдж» с надписью «Rally with Gus Hall [and] Angela Davis / Cobo Hall, Detroit • August 26» — это, как выясняется, значок предвыборной кампании 1980 года, когда Гэс Холл баллотировался на пост президента США, а Анжела Дэвис — вице-президента. Нашли такой же на сайте Исторического общества Кентукки.

Гэс Холл, кстати, четырежды выдвигался на пост президента США: в 1972, 1976, 1980 и 1984 годах. Вроде бы даже поддерживал ввод советских войск в Венгрию (1956), Чехословакию (1968) и Афганистан (1979), а вот политику Горбачёва жёстко критиковал. Надо отметить, что после его кончины в 2000 году компартия США деградировала. И, вероятно, он верил в СССР больше, чем само руководство СССР, которое с удовольствием страну продало.

В общем, занятные такие артефакты. В отличие от советских всякого рода комсомольских и партийных, таких же знаков стран СЭВ и Варшавского договора, а также и «стран, вставших на путь социализма», эти — экзотика.


Кстати, стало интересно, есть ли подобные значки в отечественных музеях. Поиск по Государственному каталогу Музейного фонда Российской Федерации выдал всего несколько предметов Коммунистической партии США. Из того, что заинтересовало — значок. «20 лет Коммунистической партии США. 1919-1939» из собрания Государственного объединëнного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.

Музейная конференция в МГИК

Искусствовед Михаил Тренихин выступил на пленарном заседании ХХII Всероссийской научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа в музее» в Московском государственном институте культуры.

Тема доклада «Организация творческого процесса в области декоративно-прикладного искусства в рамках Союза художников СССР».

Сохраним себе программу:

Теперь надо готовить статью в сборник.

За приглашение благодарим завкафедрой музеологии Екатерину Юрьевну Пухначёву!
А за фотографию — Александра Азизовича Музафарова.

И несколько фотографий от кафедры музеологии:

Конференция в Луганске

Удалось поучаствовать во Всероссийской научно-практической конференции Луганского государственного педагогического университета «Современная культура и образование: история, традиции, новации».

Выступил на пленарном заседании с докладом «Методика преподавания фалеристики как вспомогательной исторической дисциплины в МГУТУ им. К.Г. Разумовского». Рассказал и про то, как на примере наград и героев Отечества с пользой проводим лекции для молодёжи в музее-заповеднике «Царицыно».

Оставим тут фрагмент программы:

Искренне благодарим за приглашение к участию Наталью Григорьевну Феденко, от которой по результатам выступления получили нежный отзыв: «Михаил Михайлович, спасибо большое за участие и за очень интересный материал по фалеристике с точки зрения искусствоведения. Очень хотелось бы, чтобы в каждом гуманитарном вузе были коллекции по фалеристике в рамках патриотического воспитания нашей молодежи, да и посмотреть и подержать в руках такие коллекционные вещи важно!».

Получили и сертификат участника.

Золотое сечение

Открывал Хлебный дом (есть у нас в музее дежурства раз в месяц), иду по мостику за органом, смотрю на арку… и вот привиделось.

Пришёл и накидал в фотошопе коллаж.

Слово об Игоре Светлове

Издана книга памяти искусствоведа Игоря Евгеньевича Светлова (1935—2024), профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Почётного академика Российской академии художеств.

Автор концепции и составитель И.И. Никольская
Редколлегия: В.Ш. Хаирова (ответственный редактор), И. Замятина, К. Лукичёва, А. Турбаевский.

Слово об Игоре Светлове / сост. И.И. Никольская; отв. ред. В.Ш. Хаирова. — СПб.: Алетейя, 2025. — 464 с.: ил.
ISBN 978-5-00165-922-8

Издательская аннотация: В книге об Игоре Евгеньевиче Светлове, в её первом и втором разделах печатаются воспоминания близких людей и соратников по изучению различных творческих идей. В последующих разделах помещены научные работы, отражающие основные научные интересы профессора Светлова. В издании участвуют как маститые учёные, так и молодые искусствоведы. В приложении читатель найдёт неопубликованные работы Игоря Евгеньевича.
По своему тематическому наполнению сборник можно отнести к новаторским проектам, содержащим новые, порой неожиданные ракурсы в подходах и к искусству символизма, и в монументальной и станковой скульптуре.

Отметим дизайн обложки, созданный И. Н. Граве!

Книга издана невероятными усилиями вдовы Игоря Евгеньевича музыковеда, доктора искусствоведения Ирины Ильиничны Никольской. Очень рады тому, что удалось воплотить в жизнь книгу памяти учителя.

Cодержание сборника
«Слово об Игоре Светлове»

Никольская И. И. Предисловие. Об Игоре, и не только. С. 5—8.
Светлова К. И. Воспоминания об отце. С. 9—13.
Никольский П. Игорь Светлов глазами мальчишки, подростка и попа с постепенно растущим стажем. С. 14—20.
Красильникова В. Просто Игорь. С. 21—22.
Золотов А. А.-ст. Обретения и утраты в исканиях идеального. К Игорю Светлову и его «искусствоведческой поэзии». С. 23—25.
Киселев М. Ф. Вспоминая Игоря Светлова. С. 26—28.
Флорковская А. К. На полуслове… С. 29—32.
Сергеева Т. Д. И. Е. Светлов в окружении Густава Климта, Гюстава Моро и Жоржа Руо. С. 33—34.
Тугаринов Д. Н. Семейные традиции творческого общения. С. 35
Мухатова О. А. Памяти Мастера: встречи в Ашхабаде и Москве. С. 36—41.
Сидельников А. А., Тренихин М. М. И. Е. Светлов. Музей и частные коллекционеры. С. 42—50.
Нольде Н. Л. Несколько строк о главных встречах. С. 51—56.
Мышковская Н. М. Мой «Рельеф памяти». С. 57—60.
Турбаевский А.В. Неизвестность «Рельефа памяти». С. 61—65.
Колотилина С. А. Монолог без диалога. Воспоминания об Игоре Евгеньевиче Светлове. С. 66—71.
Болатаева Ф.Г. Мой учитель Игорь Евгеньевич Светлов. С. 72—76.

И.Е. СВЕТЛОВ + ВДОХНОВЕНИЕ = ПРОРЫВ В НАУКЕ?
Хренов Н. А. От известного к неизвестному: Игорь Светлов как историк и теоретик символизма. С. 79—89.
Якимович А. К. О понимании непонятного. Уроки символизма в творчестве Джеймса Джойса (1882—1941). С. 90—104.
Токмачева П. А. «Genius loci» Вернон Ли. Диалог культур Англии и Италии в ХIХ — начале ХХ веков. С. 105—117.
Злыднева Н. В. Мотив телесного насилия в искусстве. С. 118—123.
Немировская И. А. Человек с душой поэта. С. 124—133.
Давыдова О. С. Космополитизм и пассионарность: И. Е. Светлов в диалоге с символизмом. С. 134—138.
Замятина И. Ю. Центральный вокзал Антверпена: символизм в архитектуре «железнодорожного собора». С. 139—145.
Проклов И. Н. Венский Сецессион. Начало. С. 146—156.

СИМВОЛИЗМ ПО-СВЕТЛОВСКИ. РОССИЯ
Дополняем содержание
Киселёв М. Ф. Журнал «Искусство» как отражение художественной жизни Москвы 1905 года. С. 159—167.
Флорковская А. К. «Голубая роза» и современное ей искусство Западной Европы. С. 168—178.
Давыдова О. С. Личность и стратегия в искусстве: от И.Е. Репина к Н.К. Рериху. С. 179—201.
Автономова Н. Б. Первая мировая война: трансформации в судьбе и творчестве Василия Кандинского. С. 202—209.
Нащокина М. В. Образы Италии в русской архитектуре эпохи символизма. С. 210—230.
Наседкина Е. В. Художник Антонина Софронова в работе над образами Андрея Белого. С. 231—240.
Сергеева Т. Д. После Левитана: верхневолжский пейзаж в произведениях российских художников ХХ — первой четверти ХХI веков. С. 241—246.
Сальникова Е. В. Фильм «Твой современник», 1967: экранный импрессионизм в эпоху «сурового стиля». С.247—266.

ЕВРОПА
Лукичёва К. Л. О некоторых тенденциях в изучении символизма на современном этапе. Опыт зарубежной науки. С. 269—276.
Толмачёв В. М. О символизме Леонардо да Винчи. С. 277—297.
Штольдер Н. В. Встреча на улице Ларошфуко. Гюстав Моро и книга И. Е. Светлова «Гюстав Моро. Франция. ХIХ век». С. 298—306.
Тананаева Л.И. «Дивный сад» Юзефа Мехоффера. С. 307—324.
Верижникова Т. Ф. Иллюстрации Джона Мартина к «Потерянному Раю» Джона Мильтона. Символическая интерпретация поэзии. С. 325—334.
Мишачёва И. В. Сады Любви и стена из роз в работах Д. Г. Россетти 1853—1861 годов: между готикой и предмодерном. С. 335—344.
Кирюхина Е. М. Фольклорно-мифологический символизм британской сказочной живописи конца ХХ — начала ХХ веков. С. 345—352.
Золотов А. А.-мл. Встреча трёх сецессионов (Вена, Мюнхен, Берлин). Выставка «Secessionen» в Венском городском музее 23 мая — 13 октября 2024 года. С. 354—362.

И.Е. СВЕТЛОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПУТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ И СОВЕТСКОЙ / ПОСТСОВЕТСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Грибоносова-Гребнева Е. В. Символика и реальность «спирали». Отечественная скульптура 1920-х годов и «Памятник Ш Интернационала» В. Е. Татлина. С. 365—378.
Булычёва Е. И. Кентавр и «Древо Жизни» Эрнста Неизвестного. С. 379—386.
Нольде Н. Л. Экзистенциальный опыт в творчестве Вадима Сидура. С. 387—399.
Хаирова В. Ш. Ленинградская/петербургская школа скульптуры: об анималистике в творчестве Я.Я. Неймана. С. 400—408.
Хаирова В. Ш. Бабасары Аннамурадов: в мире пластических образов Генри Мура. С. 409—415.
Юшкова О. А. Роль символизма в творчестве Бориса Орлова. С. 416—420.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Светлов И.Е. Достоинство самостоятельности. С. 421—426.
Светлов И.Е. О главном: несколько акцентов. С. 427—443.

Светлов И.Е. Библиография искусствоведческих работ. С. 444—454.

Сведения об авторах. С. 455—458.


Есть в книге и и наш вклад, один из материалов — сокращённое интервью 2023 года, опубликованное в журнале «Коллекция»: Сидельников А.А., Тренихин М.М. И.Е. Светлов. Музей и частные коллекционеры // Слово об Игоре Светлове / сост. И.И. Никольская; отв. ред. В.Ш. Хаирова. — СПб.: Алетейя, 2025. С. 42—50.


Презентация книги
«Слово об Игоре Светлове»
состоится в Особняке купца В. Д. Носова
(Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1)
26 марта 2025 года в 17:00

[по информации от И.И. Никольской]