Жила-была страна Родезия. И было там уникальное спецподразделение — Скауты Селуса (Selous Scouts Regiment; 1973—1980), получившее своё название в честь британского путешественника Фредерика Кортни Селуса (Frederick Courteney Selous; 1851—1917), который стал прообразом литературного персонажа Аллана Квотермейна.
Так вот уникальный отряд Скаутов Селуса комплектовался бывшими профессиональными охотниками и егерями, которые обладали навыками самостоятельной работы в южноафриканском буше, а также знаниями обычаев, привычек и традиций населяющих его местных народностей. При этом, при отборе кандидатов особое внимание обращалось на наличие умений читать следы, выживать без посторонней помощи в условиях африканской природы и способность действовать в составе маленькой группы. Помимо выслеживания диверсантов и террористов в Родезии «скауты Селуса» принимали участие в глубоких разведывательных рейдах по территориям сопредельных государств. Деятельность подразделения закончилась, когда Родезия стала Зимбабве.
И вот теперь для меня в Южной Африке нашли знак-эмблему на берет скаутов Селуса (кокарда), которую я уже жду в коллекцию, чтобы прикрепить на планшет ЮАР эпохи апартеида и Родезии.
Про историю подразделения и Родезии в целом есть хорошее видео:
С 13 по 15 ноября 2023 года в музее-заповеднике «Царицыно» состоялись IV международные Андреевские научные чтения, посвящённые Лидии Владимировне Андреевой (1930–2018).
В этом году тематику чтений определил один из главных музейных проектов этого года – выставка «В поисках народного искусства», в экспозиции которого почти тысяча произведений из коллекции музея. Чтения объединили много блестящих специалистов.
Чтобы не дублировать информацию, итоговая программа в pdf прилагается.
40 докладов было запланировано (состоялось 38, но вопросы здоровья в первую очередь!). Участники со всей России: Республики Коми, Карелии, Пермского края, Архангельской области, из Вологды, Екатеринбурга и Челябинска, из Казани, Ростова-на-Дону, Донецка, Абакана. А также из Беларуси, Азербайджана, Кыргызской Республики, Узбекистана, Таджикистана.
Огромные усилия по организации, которые дали положительный результат (чтения прошлых лет были всё же скромнее).
Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина
Расширяется и профессиональный состав участников – кроме коллег из музеев в программе участвуют аспиранты, коллекционеры. У нас получилось создать центр притяжения для тех, кто занимается музейной наукой, исследует коллекции, ищет подходы к их экспозиционированию.
Тема чтений этого года – «Современные практики осмысления, показа и популяризации народного искусства». Название точно определяет главный предмет обсуждений – мы не можем упустить слово «осмысление». И надо понимать, что осмыслять возможно по прошествии определённого времени, немного отдалившись от изучаемого. И сегодня верный исторический момент для осмысления, объяснения, показа народного искусства. Неслучайно проект «В поисках народного искусства» мы называем выставкой-исследованием.
Для музея-заповедника «Царицыно» работа со своей коллекцией является исследованием, осмыслением, поиском. Результат этих процессов – наши выставки. На протяжении года у нас проходили встречи в рамках созданного «Клуба знатоков и любителей народного искусства», где мы ведём профессиональный междисциплинарный диалог искусствоведов, этнографов, антропологов, коллекционеров, мастеров и художников о народном искусстве. Ещё одна новость, важная для нас – музей-заповедник «Царицыно» вступил в Ассоциацию этнографических музеев.
Подводя итоги, отметим, что много времени на конференции было уделено теме экспонирования народного искусства. В частности, благодаря коллегам из Кижей, возникла идея того, что можно не только экспонировать, но и музеефицировать не предметы промысла, а сам промысел. И это заслуживает отдельного обсуждения на других конференциях и круглых столах.
Поговорили об антропологических подходах, которые бы сами считывались посетителями. За это мы благодарим представителей Российского этнографического музея и других участников.
Музей смог услышать мнение и с другой стороны — от художников. Причём, носящих звания Народных мастеров республик. Стало понятно, как они используют музейное пространство и что для них традиция. Интересно было посмотреть, как она сохраняется и переплетается с современностью. Возникли яркие споры о реконструкциях и репликах, стилизации.
Мощно выступил в вопросах сохранения южноуральский регион, коллеги успешно развиваются и в музейной, и в цифровой среде. Цифровые темы были продолжены участниками из-за рубежа, в том числе Музеем ковра из Азербайджана. Отдельно ярко прозвучала тема использования традиционных мотивов в авторском искусстве в докладах участников из Белоруссии и Киргизии.
Хочется поблагодарить как всех откликнувшихся участников, так и команду музея «Царицыно»!
Теперь собираем статьи для сборника, который будет издан в следующем году.
Видеозаписи чтений:
Запись IV международных Андреевских научных чтений в музее-заповеднике «Царицыно». 14 ноября 2023 года.
Запись IV международных Андреевских научных чтений в музее-заповеднике «Царицыно». 15 ноября 2023 года (кроме секций «Музейные практики» и «Народное искусство: исследовательский аспект»).
Искусствовед, научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» Михаил Тренихин рассказывает о Лидии Владимировне Андреевой (1930—2018), работе в музее, подготовке IV международных Андреевских научных чтений, о том, как подготовить конференцию, о декоративном искусстве, о своих любимых царицынских местах. Музейная встреча из цикла «Как дела?» в музее-заповеднике «Царицыно», ведущая Юлия Сергеева, 3 ноября 2023 года
Была такая никем не признанная африканская страна Родезия в 1965—1979 годах. Не признали её ни бывшая метрополия — Соединённое королевство, ни США, ни СССР. Пока страна не превратилась в Зимбабве. Кстати, был единственный случай боестолкновения родезийских и советских вооружённых сил, когда бойцы родезийских SAS уничтожили пятерых военных специалистов СССР, что случилось в Мозамбике в 1979 году.
И вот артефакт белой Африки тех лет, подарок от Юры Герасимова — Rhodesia General Service Medal, 1969—1982. Родезийская медаль за службу.
Получатели должны были соответствовать одному или нескольким из следующих требований, чтобы иметь право: а) после завершения начальной подготовки прослужить в Силах безопасности или в любых других вооруженных силах в течение периода, составляющего в совокупности не менее 91 дня; или б) пройти в общей сложности 14-дневную оперативную службу в Силах безопасности или любых других вооруженных силах; или в) вели активные боевые действия или находились в тесном контакте с террористами или противником. На аверсе медали портрет — Сесил Джон Родс (Cecil John Rhodes, 1853—1902), по имени которого и назвали Родезию, который мечтал провести железную дорогу от ЮАР до Египта, чтобы вся Африка стала британской. На реверсе герб Родезии. Лента медали имела символическую расцветку: британская полиция Южной Африки — центральные полосы «оксфордского синего» и «старого золота»; родезийская армия — «гвардейский красный»; и родезийские ВВС — «кембриджский синий». Этот экземпляр на гурте имеет надпись «Plt. Off. D. C. Ogilvie», что означает, Pilot officer, младший офицерский чин ВВС (соответствует младшему лейтенанту) по фамилии Огилви. То есть либо лётчик родезийских ВВС, либо награждение союзника из ЮАР (откуда и приехала медаль), военнослужащего SADF.
Южная Родезия провозгласила свою независимость от Великобритании в 1965 году после референдума, прошедшего в ноябре 1964 года, на котором подавляющее большинство (более 90 %) белых избирателей высказалось за независимость. Сперва колония рассчитывала стать независимым британским доминионом, но в 1970 году, после того как мировое сообщество по призыву Великобритании отказалось признать независимость Родезии, была провозглашена республика. У власти находилась партия белых родезийских националистов Родезийский фронт во главе с Яном Смитом. В 1979 году, после затяжной гражданской войны, к власти пришли националистические военизированные группировки коренного чёрного населения. Название было изменено сперва на Зимбабве-Родезия, а затем на Зимбабве. Также произошла смена всех государственных символов. Великобритания и другие государства признали независимость Зимбабве в 1980 году.