Коллекция

В 2017 году в Большой Российской энциклопедии вышла статья «Фалеристика», написанная мной в соавторстве с Алексеем Анатольевичем Сидельниковым

Каталог предметов фалеристики

Ниже приведён каталог коллекции орденов, медалей, нагрудных знаков, знаков различия, жетонов. Принцип структурирования материала — историко-географический. После каталога — небольшое пояснение об истории создания коллекции.

Награды России
Награды Сербии и Югославии
Награды Черногории
Награды Хорватии
Награды Болгарии 
Награды Австро-Венгрии и Австрии
Награды Венгрии 
Награды Греции
Награды Чехословакии
Награды Польши
Награды Италии
Награды Германии 
Награды Франции 
Награды Румынии 
Награды Испании 
Награды Бельгии 
Награды Великобритании 
Награды Финляндии
Награды Японии 
Награды Маньчжоу-го
Награды Османской империи
Награды ООН и НАТО
Награды ЮАР


_________________________________

В фалеристике — вспомогательной исторической дисциплине, изучающей ордена, медали и всяческие знаки отличия — я вращаюсь давно. Со школьных лет. Всё время любил рассматривать такие предметы.
Вначале были интересны советские награды (собирать их нельзя по закону, а вот читать было интересно). Классе в 9-м особенно занимательными были медали и ордена времён Великой Отечественной войны.
С 2007 года (в то время я учился на первом курсе), со вступлением на форум «Фалеристика.инфо» всё стало серьёзно, началось кропотливое изучение предметов, систематическое общение с профессионалами в сфере фалеристики. Пришло длительное увлечение знаками Центрального комитета комсомола, пионерскими знаками. В этих предметах отражена вся история СССР, все сферы жизни: учёба, армия, сельское хозяйство, промышленность, спорт, освоение космоса. Но «комсомольский порыв» в какой-то момент сошёл на нет. Надоели многочисленные профили вождя мировой революции и скудность эстетической составляющей. Большая часть комсомола-пионерии была продана.
И даже было какое-то равнодушие в течении года: читать и смотреть интересно, а что-то приобрести в коллекцию совершенно не хотелось. В момент поисков того, что меня бы вновь зацепило, особое впечатление произвела на меня личная встреча с крупным петербуржским коллекционером и серьёзным исследователем Евгением Витальевичем Лозовским (1958—2013) и знакомство с его собранием. Увы, новая встреча при следующем моём появлении в Санкт-Петербурге не состоялась, спустя всего несколько месяцев после нашего общения, Евгения Витальевича не стало…
А я всё же вновь загорелся коллекционированием — взыграли чувства, привитые ещё в институте. Так в конце 2013 года я увлёкся более ранним периодом и расширил свой кругозор иностранными наградами. На что жена и отец примерно в один голос сказали: «Ну наконец-то, ты стал собирать действительно красивые вещи!». Это польстило.
Памятники европейской фалеристики рубежа XIX—XX веков завораживают. Тонкость, эстетизм, изящество. Ювелирная проработанность, артистическая пластика. Благородство есть в этих вещах. Хотя это отчасти странно, в основном всё посвящено войнам и в частности, Первой Мировой, а значит убийствам. Да и война уже носила не слишком благородный характер. Совсем даже наоборот. А медали войне посвящённые — элегантные — глаз не оторвать. Парадокс.
Оговоримся: смотря на сегодняшние награды не чувствуешь эстетизма. Сухо, скучно, безвкусно. Ну нет такого, чтобы художник эскиз сделал на бумаге пером, да раскрасил краской. Не вырежет штихелем матрицу гравер. Не зальёт в ложбинки ордена эмали ювелир. Эскиз — на компьютере, штамп — лазером, краски на станке. И всё идеально ровно, без рукотворной линии, без чарующего изъяна и малейшего неровного изгиба… Безжизненно и мёртво. Живой линии нет…
Хотелось поговорить о Первой Мировой, но так получилось, что это стержень, основная веха в более крупном временном отрезке от 1880-х и до 1940-х годов. Этот период не случаен, довоенное и межвоенное время — это, как нам представляется, единая эпоха.
Тут надо оговориться, что любой серьёзный коллекционер меня может справедливо осудить. Коллекционеры собирают либо награды одной страны определённого промежутка времени, либо скрупулезно отыскивают разновидности одного какого-нибудь ордена. Есть те, кто коллекционирует всё, что связано с Первой Мировой войной, или со Второй.
В моём случае всё несколько иначе. Тут я буду говорить о предметах из своего собрания (делать «каталог всех разновидностей всех наград всех стран, времён и народов» — просто глупо). А рамки у моей коллекции несколько расплывчатые. Основной акцент — Балканы 1850-х — 1945 (то есть до периода социализма с его серпами и молотами). Самыми любимыми являются награды царских Сербии, Черногории, Болгарии. Интересна и Авcтро-Венгрия (в её границах жило много славян: чехи, словаки, сербы, хорваты, поляки). Есть интерес и к «новообразованным» славянским странам: Чехословакии, Польше. Эта любовь и интерес к славянству, к слову сказать, пришла ко мне от ректора моей alma mater, Государственной академии славянской культуры — профессора Аллы Кирилловны Конёнковой, внучки великого скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Именно она в студенческие мои годы, когда я подбирал коллекционный материал для Музея славянских культур ГАСК, сказала сакраментальное: «Миша, собирай славянские страны!». Так и пошло.
Но есть и более широкие границы, тут и Франция, и Германия (по преимуществу Пруссия), и Италия, и Россия, и Великобритания. Без них никуда, исторически они оказывали на Балканские страны большое влияние. Иногда «пробегает» и «экзотика» вроде Японии.
Подход несколько не систематический с точки зрения серьёзного коллекционера, но закономерный с художническо-искусствоведческой позиции (некоторые мои знакомые, которым я вполне доверяю, называют это «подходом сороки» — «хватаю всё красивое и блестящее»).
Тут уж всё субъективно. Выискиваешь наиболее интересные образцы, которые содержательны исторически и эстетически одновременно. Это не систематическая коллекция со стремлением «забить дыры» и выстроить всю линейку выпущенных вещей, а художественный «набросок» эпохи, выполненный посредством государственных наград и частных жетонов несуществующих уже стран. Смотришь, думаешь о событиях, в память которых эти артефакты сделаны и дурно становится: войны, революции, голод, смерть и рождение государств — события в основном трагические… а глаз радуется!
Большое удовольствие приносит тот факт, что мои экспонаты нравятся моему учителю — Заслуженному деятелю искусств четырёх стран (Польши, Румынии, Венгрии и России), профессору Игорю Евгеньевичу Светлову. С ним всегда особенно приятно обсудить новое приобретение: «вкусные» моменты композиции, стилистику, особенности использования шрифта, высоту и проработку рельефа, прозрачность и блеск эмали и прочие маленькие искусствоведческие радости.
В общем, так, или иначе, здесь хочется показать иллюстрации того, что неспешно подбирается в коллекцию, и их прокомментировать. Смотрим интересующие страны, нажав на название.

Сентябрь 2014—март 2016