29 апреля 2025 года выступил на круглом столе «Венгерское искусство и литература», который организовали Государственный институт искусствознания и Венгерский культурный центр – Институт Листа в Москве. Вроде бы, где я, и где венгерское искусство? Но нет, тема коллекционирования захватывает и этот сегмент.
Тема доклада «Об особенностях художественного оформления наградных медалей Венгрии 1918–1948 годов». Хотя поговорил шире и начал с Австро-Венгрии, а закончил наградами после 1957 года.

К сожалению, из-за простуды пришлось выступать онлайн и не принёс показать подлинные артефакты. А вот мой шаш коллега, старший научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» Павел Борисович Ермолов рассказал о банкнотах Венгрии и принёс много банкнот из своей коллекции!
Открыла круглый стол вдова нашего научного руководителя Ирина Ильинична Никольская с докладом «Игорь Евгеньевич Светлов и венгерское искусство».

То, о чëм было рассказано касательно наград, более-менее известно коллекционерам, но, как правило, остаëтся вне поля зрения искусствоведов, изучающих «большое искусство»: архитектуру и живопись. Предметы, изучаемые вспомогательными историческими дисциплинами нумизматикой, бонистикой, фалеристикой, между тем, зачастую не менее интересны в художественном отношении.
Не было забыто о том, что венгры участвовали во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии. Художественные особенности — художественными особенностями, а историческую память не будем игнорировать.

Да и не будем забывать, что главная медаль из блока Hungarica, того, что связано с историей Венгрии — советская медаль «За взятие Будапешта». Впрочем, после Великой Отечественной войны венгры уже награждали наших людей.
Программа круглого стола:


