Искусствовед Михаил Тренихин стал сокуратором выставки «Люди и фонды» к 40-летию музея-заповедника «Царицыно».
Несколько слов о выставке от генерального директора музея-заповедника «Царицыно» Елизаветы Борисовны Фокиной: «Последние пару недель в музее идет невидимое для глаз посетителей перемещение экспонатов: картины перебираются со стены на стену, вазы перебегают из зала в зал, некоторые предметы впервые за много лет выходят из хранилища и с удивлением обнаруживают себя в свете софитов. Так мы готовимся к открытию выставки “Люди и фонды” — большого и очень сложного проекта, приуроченного к 40-летию музея.
У выставки 43 куратора и 43 экспоната (на самом деле даже больше, а один экспонат вообще не предмет, а дом). Предметы для экспозиции выбирали сотрудники, которые обычно выставки лишь смотрят: инженеры, юристы, сотрудники службы безопасности, бухгалтеры. Мне особенно приятно что в проекте участвуют бывшие директора музея — мои предшественники, мои учителя и друзья. Виктор Васильевич Егорычев, принимавший решение о начале реставрации Большого дворца в середине 2000-х годов, выбрал для выставки такой экспонат — Екатерининский зал и скульптуру Екатерины II в нем. Александр Сергеевич Безруков, руководивший “Царицыным” в начале 2010-х — орган, который появился в Атриуме Хлебного дома благодаря его страстной любви к барочной музыке. Наталья Юрьевна Самойленко выбрала для экспонирования самое совершенное строение Василия Баженова во всем Царицыне — Оперный дом, где с 2014 года идет выставка “Дворец во дворце”.
Выставка “Люди и фонды” не прописана в каком-то одном помещении — она распылена по всему музею. Чтобы увидеть все сорок три экспоната нужна карта (мы ее подготовили) и немного выносливости (придется пройти не меньше полутора километров). Но в результате вы не только увидите редкие предметы из царицынской коллекции, но и прочитаете кураторские эссе, в которых много любви и неподдельного интереса к работе в музее.
Для публики выставка откроется 11 июня».
Как нни странно, выбранное произведение является предметом № 1 среди всей экспозиции. Это агитационное блюдо Михаила Адамовича «Пролетарии всех стран соединяйтесь» (на немецком языке; 1923, Государственный фарфоровый завод, Петроград). Автор, конечно, не является апологетом революционеров. Но это блюдо — память о Лидии Владимировне Андреевой (1930–2018). И это блюдо подробно упомянуто в прошлом году в нашей статье:
Тренихин М.М. Фарфор как агитация. Истории столетней давности // Московское наследие, 2023. №5. С. 96—108.
ну и афиша выставки оказалась забавной. Много лиц (хотя и далеко не все сокураторы), но внизу слева и себя нашли.
А про историю формирования коллекции музея-заповедника «Царицыно» см. наш материал: