Слово об Игоре Светлове

Издана книга памяти искусствоведа Игоря Евгеньевича Светлова (1935—2024), профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Почётного академика Российской академии художеств.

Автор концепции и составитель И.И. Никольская
Редколлегия: В.Ш. Хаирова (ответственный редактор), И. Замятина, К. Лукичёва, А. Турбаевский.

Слово об Игоре Светлове / сост. И.И. Никольская; отв. ред. В.Ш. Хаирова. — СПб.: Алетейя, 2025. — 464 с.: ил.
ISBN 978-5-00165-922-8

Издательская аннотация: В книге об Игоре Евгеньевиче Светлове, в её первом и втором разделах печатаются воспоминания близких людей и соратников по изучению различных творческих идей. В последующих разделах помещены научные работы, отражающие основные научные интересы профессора Светлова. В издании участвуют как маститые учёные, так и молодые искусствоведы. В приложении читатель найдёт неопубликованные работы Игоря Евгеньевича.
По своему тематическому наполнению сборник можно отнести к новаторским проектам, содержащим новые, порой неожиданные ракурсы в подходах и к искусству символизма, и в монументальной и станковой скульптуре.

Отметим дизайн обложки, созданный И. Н. Граве!

Книга издана невероятными усилиями вдовы Игоря Евгеньевича музыковеда, доктора искусствоведения Ирины Ильиничны Никольской. Очень рады тому, что удалось воплотить в жизнь книгу памяти учителя.

Cодержание сборника
«Слово об Игоре Светлове»

Никольская И. И. Предисловие. Об Игоре, и не только. С. 5—8.
Светлова К. И. Воспоминания об отце. С. 9—13.
Никольский П. Игорь Светлов глазами мальчишки, подростка и попа с постепенно растущим стажем. С. 14—20.
Красильникова В. Просто Игорь. С. 21—22.
Золотов А. А.-ст. Обретения и утраты в исканиях идеального. К Игорю Светлову и его «искусствоведческой поэзии». С. 23—25.
Киселев М. Ф. Вспоминая Игоря Светлова. С. 26—28.
Флорковская А. К. На полуслове… С. 29—32.
Сергеева Т. Д. И. Е. Светлов в окружении Густава Климта, Гюстава Моро и Жоржа Руо. С. 33—34.
Тугаринов Д. Н. Семейные традиции творческого общения. С. 35
Мухатова О. А. Памяти Мастера: встречи в Ашхабаде и Москве. С. 36—41.
Сидельников А. А., Тренихин М. М. И. Е. Светлов. Музей и частные коллекционеры. С. 42—50.
Нольде Н. Л. Несколько строк о главных встречах. С. 51—56.
Мышковская Н. М. Мой «Рельеф памяти». С. 57—60.
Турбаевский А.В. Неизвестность «Рельефа памяти». С. 61—65.
Колотилина С. А. Монолог без диалога. Воспоминания об Игоре Евгеньевиче Светлове. С. 66—71.
Болатаева Ф.Г. Мой учитель Игорь Евгеньевич Светлов. С. 72—76.

И.Е. СВЕТЛОВ + ВДОХНОВЕНИЕ = ПРОРЫВ В НАУКЕ?
Хренов Н. А. От известного к неизвестному: Игорь Светлов как историк и теоретик символизма. С. 79—89.
Якимович А. К. О понимании непонятного. Уроки символизма в творчестве Джеймса Джойса (1882—1941). С. 90—104.
Токмачева П. А. «Genius loci» Вернон Ли. Диалог культур Англии и Италии в ХIХ — начале ХХ веков. С. 105—117.
Злыднева Н. В. Мотив телесного насилия в искусстве. С. 118—123.
Немировская И. А. Человек с душой поэта. С. 124—133.
Давыдова О. С. Космополитизм и пассионарность: И. Е. Светлов в диалоге с символизмом. С. 134—138.
Замятина И. Ю. Центральный вокзал Антверпена: символизм в архитектуре «железнодорожного собора». С. 139—145.
Проклов И. Н. Венский Сецессион. Начало. С. 146—156.

СИМВОЛИЗМ ПО-СВЕТЛОВСКИ. РОССИЯ
Дополняем содержание
Киселёв М. Ф. Журнал «Искусство» как отражение художественной жизни Москвы 1905 года. С. 159—167.
Флорковская А. К. «Голубая роза» и современное ей искусство Западной Европы. С. 168—178.
Давыдова О. С. Личность и стратегия в искусстве: от И.Е. Репина к Н.К. Рериху. С. 179—201.
Автономова Н. Б. Первая мировая война: трансформации в судьбе и творчестве Василия Кандинского. С. 202—209.
Нащокина М. В. Образы Италии в русской архитектуре эпохи символизма. С. 210—230.
Наседкина Е. В. Художник Антонина Софронова в работе над образами Андрея Белого. С. 231—240.
Сергеева Т. Д. После Левитана: верхневолжский пейзаж в произведениях российских художников ХХ — первой четверти ХХI веков. С. 241—246.
Сальникова Е. В. Фильм «Твой современник», 1967: экранный импрессионизм в эпоху «сурового стиля». С.247—266.

ЕВРОПА
Лукичёва К. Л. О некоторых тенденциях в изучении символизма на современном этапе. Опыт зарубежной науки. С. 269—276.
Толмачёв В. М. О символизме Леонардо да Винчи. С. 277—297.
Штольдер Н. В. Встреча на улице Ларошфуко. Гюстав Моро и книга И. Е. Светлова «Гюстав Моро. Франция. ХIХ век». С. 298—306.
Тананаева Л.И. «Дивный сад» Юзефа Мехоффера. С. 307—324.
Верижникова Т. Ф. Иллюстрации Джона Мартина к «Потерянному Раю» Джона Мильтона. Символическая интерпретация поэзии. С. 325—334.
Мишачёва И. В. Сады Любви и стена из роз в работах Д. Г. Россетти 1853—1861 годов: между готикой и предмодерном. С. 335—344.
Кирюхина Е. М. Фольклорно-мифологический символизм британской сказочной живописи конца ХХ — начала ХХ веков. С. 345—352.
Золотов А. А.-мл. Встреча трёх сецессионов (Вена, Мюнхен, Берлин). Выставка «Secessionen» в Венском городском музее 23 мая — 13 октября 2024 года. С. 354—362.

И.Е. СВЕТЛОВ — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПУТЕЙ ДВИЖЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ И СОВЕТСКОЙ / ПОСТСОВЕТСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Грибоносова-Гребнева Е. В. Символика и реальность «спирали». Отечественная скульптура 1920-х годов и «Памятник Ш Интернационала» В. Е. Татлина. С. 365—378.
Булычёва Е. И. Кентавр и «Древо Жизни» Эрнста Неизвестного. С. 379—386.
Нольде Н. Л. Экзистенциальный опыт в творчестве Вадима Сидура. С. 387—399.
Хаирова В. Ш. Ленинградская/петербургская школа скульптуры: об анималистике в творчестве Я.Я. Неймана. С. 400—408.
Хаирова В. Ш. Бабасары Аннамурадов: в мире пластических образов Генри Мура. С. 409—415.
Юшкова О. А. Роль символизма в творчестве Бориса Орлова. С. 416—420.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Светлов И.Е. Достоинство самостоятельности. С. 421—426.
Светлов И.Е. О главном: несколько акцентов. С. 427—443.

Светлов И.Е. Библиография искусствоведческих работ. С. 444—454.

Сведения об авторах. С. 455—458.


Есть в книге и и наш вклад, один из материалов — сокращённое интервью 2023 года, опубликованное в журнале «Коллекция»: Сидельников А.А., Тренихин М.М. И.Е. Светлов. Музей и частные коллекционеры // Слово об Игоре Светлове / сост. И.И. Никольская; отв. ред. В.Ш. Хаирова. — СПб.: Алетейя, 2025. С. 42—50.


Презентация книги
«Слово об Игоре Светлове»
состоится в Особняке купца В. Д. Носова
(Москва, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1)
26 марта 2025 года в 17:00

[по информации от И.И. Никольской]

Радоваться мелочам

Пять лет я искал в коллекцию этот значок. Радуюсь, как ребёнок! Иной раз так достаточно дорогим для меня приобретениям не радуюсь, как этому значку, купленному за 200 рублей.
Чехословакия. Знак «Ať žije slovanstvo» (чеш. «Да здравствует славянство!»). Флаги СССР, Югославии, Чехословакии, Польши, Болгарии. Вероятнее всего знак периода 1945—1948 (от Победы в Великой Отечественной войне до советско-югославского конфликта). Скорее всего — приурочен к Славянскому съезду в Белграде 8–11 декабря 1946 года.
По фотографиям он казался сделанным грубовато, красочка криво намазана. Но когда увидел размер, понял, что очень даже всё аккуратно. Монета для сравнения.

Значок пойдёт в новую статью про россику-советику в журнал «Гербовый курьер».

Именно этот значок попал когда-то на заставку нашего с Алексеем Сидельниковым материал «Братья-славяне?»

Братья-славяне?

Злободневная россика

Медаль «Сирийско-российское боевое содружество» — государственная награда Сирийской Арабской Республики. Учреждена в январе 2016 года с целью награждения граждан Российской Федерации за участие в военной операции против террористических формирований на территории Сирии. Интересно, что и священникам такие иногда выдавали. Вручалась приказом заместителя Верховного главнокомандующего — заместителя председателя Совета Министров — Министра обороны Сирийской Арабской Республики.

Подозреваю, что дополнительного тиража таких медалей не предвидится. Да и флаг Сирийской Арабской Республики образца 1980—2024 годов (Сирии Хафеза и Башара Асадов) уже изменён. Вот такой комплект попал ко мне в коллекцию: медаль, фрачный знак и родной футляр. Производство сирийское, есть надпись на гурте медали и на обороте футляра «www.cokash.com» (Abdullah Mousa Kokash Est., Дамаск). (А были и российского, фабрики «Челзнак»).

Помогли музею в ЛНР

Открыт Интерактивный просветительский центр «Страна декоративно-прикладного искусства» в Свердловском краеведческом музее Луганской Народной Республики.


Организатор: Всероссийский музей декоративного искусства
Кураторы: Андрей Шаповалов, Олег Николаев, Мария Коростелева
Тексты: Михаил Тренихин
Художник: Сергей Бородкин
Графический дизайн: Лиля Ахлюстина, Галина Семенова, Инна Устинович
Видео: Вадим Полещуков
Анимация: Александра Агринская
Дизайн, создание экспозиции: Бюро АртТерра.

Музей был основан 27 августа 1972 году.

Расположен в центре города по адресу:
ЛНР, г. Свердловск, ул. Пирогова, 2в.

Музейная касса работает: с 8-00 до 16-00, без перерыва и выходных.

Контакты:
Телефон: +79591220237
эл. почта: museum-sv@mail.ru
сайт: svk-museum.ru