Сборник IV Андреевских научных чтений ГМЗ «Царицыно»

Мы обещали, что сборник выйдет в этом году и он вышел!

IV Андреевские научные чтения : Современные практики осмысления, показа и популяризации народного искусства : Сборник статей / редакторы-составители А.Г. ГерасимоваМ.М. Тренихин. — М. : Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2024. — 480 с. : ил.

Довольные составители сборника Андреевских научных чтений Александра Герасимова (Стëпина) и Михаил Тренихин

СОДЕРЖАНИЕ


Е.Б. Фокина. Приветственное слово

I. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЕЙ СЕГОДНЯ

О. В. Докучаева. Народное искусство в собрании Государственного музея-заповедника «Царицыно». Формирование коллекции

О. В. Докучаева, Ю. Б. Иванова. О выставочном проекте «В поисках народного искусства» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно»

А. А. Гилодо. Народные художественные промыслы. Живое наследие традиционной культуры России

Н. М. Калашникова. Проект «Антропология вещи»  — пример актуализации изучения и экспонирования народного костюма в Российском этнографическом музее

Н. И. Ковалёва. Отдел народного искусства Русского музея в XXI веке: к вопросу об экспонировании и популяризации традиционного костюма в музейном и виртуальном пространстве

II. МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ И НОВЫЕ АУДИТОРИИ

Е. Л. Мадлевская. Проект Российского этнографического музея «Собрание русской старины Н. Л. Шабельской» (принципы демонстрации коллекции собирателя)

О. А. Иноземцева. Международный фестиваль «ТекСтильный букет»: опыт и специфика экспонирования и презентации традиционного и современного художественного текстиля

А. Ш. Найзабекова. Развитие современного декоративно-прикладного искусства в Кыргызстане и его репрезентация в музее

М. М. Гусева. Традиционные ремёсла в музее-заповеднике Кижи как форма презентации нематериального наследия

Е. И. Артюшкина. К истории создания выставки народных промыслов и ремёсел Челябинской области «Традиции Южного Урала»

Д. Н. Баландина Славянское народное искусство детям

Е. Н. Береснева. Выставка «Трижды три неба» в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Просто о сложном

А. А. Бобрихин. Ворсовые ковры Нины Барановой. Вопросы хранения и экспонирования

Э. О. Дружинина. Этнопроект «Уральский взгляд» как опыт презентации русского традиционного костюма в цифровом пространстве

О. В. Семерицкая. Народные художественные промыслы как объект музеефикации: опыт культурологической рефлексии

К. В. Семашко, Г. А. Сивохин. Музей белорусской маляванки Историко-культурного музея-заповедника «Заславль» как инструмент сохранения и изучения нематериального культурного наследия Беларуси

П. А. Столбова. О традиционном в актуальном формате: разработка настольной игры об удмуртской культуре

Л. В. Караваева. Из опыта работы по реализации творческой лаборатории «Искусство даёт бодрость и радость!» Коми-Пермяцкого краеведческого музея имени П. И. Субботина-Пермяка

Н. И. Барсукова. Современная традиция сюжетных печных изразцов в Музее керамики Юрия Новикова

III. ИССЛЕДОВАНИЯ И АТРИБУЦИИ

Т. К. Ашурмадова. Коллекция Михаила Андреева в Музее этнографии имени М. С. Андреева Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана

Н. В. Шарангович. Традиции и поиски: современное декоративно-прикладное искусство Беларуси

Р. А. Эфендиев. Традиционный орнамент в цифровом музейном пространстве

Н. В. Полонникова Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Люди, события, время. По архивным материалам Государственного архива Российской Федерации

И. Б. Шалугина, Ю. Г. Загрядская. Материалы Научно-исследовательского института художественной промышленности в фондах Всероссийского музея декоративного искусства. История, изучение и популяризация

Е. С. Береснева. Русские обрядовые полотенца в фондовых коллекциях Донецкого республиканского краеведческого музея

Н. В. Герасимова. Экспедиции Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан в Тюменскую область с целью изучения народного искусства сибирских татар

А. К. Залялеева. Особенности современной художественной керамики Татарстана

Т. Б. Зиновьева Росписи Красноборья. За традицией — в глубинку!

Г. А. Карева. История строчевышивального промысла в Ивановском регионе

Е. Н. Менгден. Об опыте приобщения молодежи к традиционной культуре посредством реконструкции народных игрушек из дерева (по музейным коллекциям)

Е. В. Офицерова. Роль М. К. Рахимова в возникновении феномена авторского искусства в керамике Узбекистана

Л. В. Петрикова. Заведующий учебной игрушечной мастерской Московского губернского земства Владимир Иванович Боруцкий

Г. А. Пудов. Опыт собирания и изучения уральских сундуков

Т. А. Синельникова. От самодеятельного к народному в культурной политике 1960–2000-х годов на примере Всесоюзного Дома народного творчества имени Н. К. Крупской

Т. А. Удрас. Использование традиций русского декоративно-прикладного искусства в изделиях Ленинградского завода художественного стекла (ЛЗХС)

А. С. Улитова. Особенности современного музейного комплектования памятников народного искусства и проблемы их атрибуции

А. С. Улитова. Перспективы и формы комплектования коллекции «Береста» Е. А. Чайко. Реконструкция традиционной одежды и текстиля как форма бытования народного искусства

Л. А. Яковлева. «Область творчества» — комплексный информационный проект в Калининградской области

Редакторы-составители: Александра Герасимова, Михаил Тренихин Редакторы: Ольга Антонова, Александр Безлепкин, Ольга Козырева, Наталия Стефанович
Корректор: Ирина Зверева
Вёрстка и обработка иллюстраций: Алевтина Сухорукова
Руководитель редакционно-издательского сектора: Лилия Хафизова
Рабочая группа: Надежда Бережнова, Елена Глазова

ВДНХ СССР. Отдых круглый год

В прекрасном издательстве «Бослен» вышла новая отличная книга!
Василий Хорст. Выставка культуры и отдыха. История досуга и развлечений на ВСХВ–ВДНХ. 1939–1989 /Василий Хорст; [науч. ред. П. Нефёдов]. – Москва : Бослен, 2025. — 400 с. : ил. ISBN 978-5-91187-490-2

А на странице 24 опубликован плакат авторства моей бабушки, Галины Алексеевны Борисовой (р. 1935) «ВДНХ СССР. Отдых круглый год» (1970). Признаться, до обращения издательства, я о существовании этого плаката не знал, ни макетов, ни самого плаката в семье не сохранилось. А бабушка вот подтвердила. И ей экземпляр книги пойдёт, пусть читает с интересом.

Я больше всегда знал про работы для ВДНХ деда, Анатолия Викторовича Борисова (1933–1969). Он для выставки много рисовал. Сейчас буду поднимать всё, что есть в семье из плакатов, буклетов, книг, именно связанное с ВДНХ, для новых книг и выставок. Немножко про творчество деда тут:

165-й учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих, Крым, Перевальное

Был в годы СССР в Крыму у посёлка Перевальное такой учебный центр для обучения военному делу иностранных граждан — участников различных национально-освободительных движений. Например, ребят из Африканского национального конгресса (ЮАР), Народного движения за освобождение Анголы — Партия труда [Ангола — как раз объект моего интереса], а также из Мозамбика, Намибии (Юго-Западная Африка), Зимбабве (Родезии), Омана, Палестины, Ливии, Эфиопии, Лаоса.

Правильное название этого места: 165-й учебный центр по подготовке иностранных военнослужащих (1965—1980); Симферопольское военное объединённое училище (1980—1992).

И вот мне попался наконец-то значок этого центра. То есть как попался. Увидел шесть значков, у всех шести — разные колодки. Бывает, что встречаются на значках «перепутки», меняют от другого знака. Но шесть из шести и все разные… Может вообще колодки не было и каждый вешал как попало? Вопрос к специалистам — а какая правильная?!

Знак 165-й учебный центр. Перевальное, Крым

Та колодка, на которой висит наш знак, вероятно, неправильная, т.к. такая же имеется на знаке «Победитель соцсоревнования» (1976, 1977, 1978, 1979 и 1980 годов). Вероятно, правильные колодке на изображении вверху — левая и правая. Хотя, отметим, что такие колодочки встречаются массово и на знаках «Участник строительства газопровода Уренгой – Центр-1 1983–1984» и «Участник строительства газопровода Уренгой – Помары – Ужгород». Так что этот вопрос требует уточнения.


По информации из группы Вконтакте «Фалеристика и сигнуманистика ПВ КГБ СССР»:

«Знак который часто ошибочно принимают за пограничный…
На самом деле это Одесское высшее военное общевойсковое командное Краснознаменное училище.

Одесское высшее военное общевойсковое командное Краснознаменное училище. В 1919 году в Одессе, на базе кадетского корпуса, были открыты пехотные командные курсы, ставшие в 1924 году -13-й Одесской пехотной школой имени Якира, которая в 1937 году была преобразовано в Одесское пехотное училище имени Якира, позднее было переименовано в имени Ворошилова. В 1950-х годах училище становиться общевойсковым, а позднее высшим. В августе 1965 года училище было передислоцировано в г. Киев и вошло во вновь созданное Киевское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище имени М.В.Фрунзе. На базе училища было организовано Одесское высшее военное объединенное Краснознаменное училище, которое стало готовить командные кадры для стран Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки. После развала СССР, в 1992 году, вошло в состав Одесского института Сухопутных войск Украины.

Такие знаки выдавались в 165-м учебном центре по подготовке иностранных военнослужащих – учебный центр Министерства обороны СССР в поселке Перевальное вблизи Симферополя, где в 1965-1980 годах обучали военному делу участников различных национально-освободительных движений. Центр подчинялся 10-му Главному управлению ГШ ВС СССР, отвечавшему за международное военное сотрудничество.
В центре проходили обучение 300-400 человек одновременно, курс обучения занимал от 4 месяцев до года.
В центре проходило обучение ополчения следующих организаций:
Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде (Португальская Гвинея, Кабо-Верде)
Организация народов Юго-Западной Африки (Намибия)
Союз африканского народа Зимбабве (Южная Родезия)
Народное движение за освобождение Анголы — Партия труда (Ангола)
ФРЕЛИМО (Мозамбик)
Африканский национальный конгресс (ЮАР)
Фронт освобождения Дофара (Оман)
ФАТХ (Палестина)».

Панславизм, сокольское движение, Гиляровский

В юбилейный год 170-летия русского писателя, журналиста и москвоведа Владимира Алексеевича Гиляровского (1855–1935) в рамках встреч с коллекционерами (цикл «Личная коллекция») филиал Музея Москвы – Центр Гиляровского наметил новую встречу на 16 января 2025 года.

Докладчик: Тренихин Михаил Михайлович – искусствовед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», доцент кафедры истории МГУТУ им. К.Г. Разумовского, заместитель главного редактора журнала «Коллекция», художник-график, коллекционер-фалерист.

Анонс: К собирательству был склонен с раннего детства, но тогда это были прежде всего окаменелости и минералы. Позднее появились монеты. С поздних школьных лет ходя по барахолкам увлёкся нагрудными знаками: так порядка двадцати лет назад в жизни возникла фалеристика. И это было уже коллекционирование. Изначально это по теме пионерии и комсомола (которые сам непосредственно, в силу возраста не застал). Далее началось изучение литературы, общение с коллегами-коллекционерами в интернете и живьём. Параллельно — обучение в Государственной академии славянской культуры, где увлёкся темой знаков и наград славянских стран. С годами хобби стало профессией. Последовали многочисленные статьи, в том числе стал одним из авторов Большой Российской энциклопедии со статьёй «Фалеристика». Далее — выступления на радио и телевидении, публичные лекции (в том числе в Государственном историческом музее, музее Тропинина, родном музее-заповеднике «Царицыно»), учебные курсы по фалеристике для студентов в МГИК и МГУТУ. Свою коллекцию знаков, жетонов, орденов и медалей рассматривает как повод писать о предметах статьи и в качестве учебного пособия. Несколько лет назад стал дополнять фалеристику филокартией (собирать открытки по теме) и старыми фотографиями. Среди одной из интересующих с 2020 года тем — панславянское Сокольское движение, предметы по которому составили в собрании отдельную капсульную коллекцию. В том числе участвовал в выставке музея политической истории в Санкт-Петербурге. Популяризатор коллекционирования, в своих материалах в журнале «Коллекция» и выступлениях в СМИ последовательно подчёркивает значимость коллекционеров как подвижников культуры. Считает, что коллекционер — в первую очередь собирает не вещи, а знания, которыми делится с окружающими.

Место и время встречи: Центр Гиляровского, Москва, Столешников переулок, дом 9, строение 5 (ближайшие станции метро «Пушкинская», «Театральная», «Охотный Ряд»); 16 января 2025 года (четверг), 19:00.

Подробности о цикле встреч «Личная коллекция» в Центре Гиляровского см. на официальном сайте Музея Москвы >>>

* Информация от организаторов: В Центре Гиляровского, филиале Музей Москвы, стартует новый тематический цикл «Личная коллекция» — это серия встреч с московскими коллекционерами, которые расскажут о своих уникальных собраниях, поделятся воспоминаниями и покажут гостям свои лучшие экспонаты. Предметом для коллекционирования могут стать монеты, кирпичи, предметы интерьера, карты и даже царские аптечные пузырьки. Однако мы будем говорить не только о редких экспонатах, но и о тех людях, которые их собирают – ведь за каждой вещью из личной коллекции скрывается своя уникальная история.

Кратко информация продублирована и на портале мэра Москвы mos.ru >>>