Кубинская россика из Анголы

Зафиксировал информацию в легендарном журнале «Старый Цейхгауз». Кстати, ещё и дополнил.

Медаль «За оборону Куито Куанавале» (исп. Medalla «Por la defensa de Cuito Cuanavale»). Республика Куба. 1988. Коллекция Михаила Тренихина

Тренихин М.М. Медаль «За оборону Куито Куанавале»: кубинская «россика» из Анголы // Старый Цейхгауз, 2024. №1–2. С. 86—95.

Кстати, Союз ветеранов Анголы разместил у себя на сайте (что видно на принтскрине на заставке): https://www.veteranangola.ru/main/kollekcii/Kubinskaya

За это большое спасибо коллегам!

Раннее, была большая публикация нашем журнале «Коллекция» по этой тематике:

А если интересно посмотреть на то, как это выглядит в коллекции — можно оценить планшеты:

Люди и фонды

Искусствовед Михаил Тренихин стал сокуратором выставки «Люди и фонды» к 40-летию музея-заповедника «Царицыно».

Несколько слов о выставке от генерального директора музея-заповедника «Царицыно» Елизаветы Борисовны Фокиной: «Последние пару недель в музее идет невидимое для глаз посетителей перемещение экспонатов: картины перебираются со стены на стену, вазы перебегают из зала в зал, некоторые предметы впервые за много лет выходят из хранилища и с удивлением обнаруживают себя в свете софитов. Так мы готовимся к открытию выставки “Люди и фонды” — большого и очень сложного проекта, приуроченного к 40-летию музея.
У выставки 43 куратора и 43 экспоната (на самом деле даже больше, а один экспонат вообще не предмет, а дом). Предметы для экспозиции выбирали сотрудники, которые обычно выставки лишь смотрят: инженеры, юристы, сотрудники службы безопасности, бухгалтеры. Мне особенно приятно что в проекте участвуют бывшие директора музея — мои предшественники, мои учителя и друзья. Виктор Васильевич Егорычев, принимавший решение о начале реставрации Большого дворца в середине 2000-х годов, выбрал для выставки такой экспонат — Екатерининский зал и скульптуру Екатерины II в нем. Александр Сергеевич Безруков, руководивший “Царицыным” в начале 2010-х — орган, который появился в Атриуме Хлебного дома благодаря его страстной любви к барочной музыке. Наталья Юрьевна Самойленко выбрала для экспонирования самое совершенное строение Василия Баженова во всем Царицыне — Оперный дом, где с 2014 года идет выставка “Дворец во дворце”.
Выставка “Люди и фонды” не прописана в каком-то одном помещении — она распылена по всему музею. Чтобы увидеть все сорок три экспоната нужна карта (мы ее подготовили) и немного выносливости (придется пройти не меньше полутора километров). Но в результате вы не только увидите редкие предметы из царицынской коллекции, но и прочитаете кураторские эссе, в которых много любви и неподдельного интереса к работе в музее.
Для публики выставка откроется 11 июня
».

Как нни странно, выбранное произведение является предметом № 1 среди всей экспозиции. Это агитационное блюдо Михаила Адамовича «Пролетарии всех стран соединяйтесь» (на немецком языке; 1923, Государственный фарфоровый завод, Петроград). Автор, конечно, не является апологетом революционеров. Но это блюдо — память о Лидии Владимировне Андреевой (1930–2018). И это блюдо подробно упомянуто в прошлом году в нашей статье:

Тренихин М.М. Фарфор как агитация. Истории столетней давности // Московское наследие, 2023. №5. С. 96—108.

ну и афиша выставки оказалась забавной. Много лиц (хотя и далеко не все сокураторы), но внизу слева и себя нашли.

А про историю формирования коллекции музея-заповедника «Царицыно» см. наш материал:

Библиография искусствоведческих работ Игоря Евгеньевича Светлова

Искусствовед Игорь Евгеньевич Светлов (1935–2024). Сегодня захоронили его прах на старом Хованском кладбище. Он был наставником, и, несмотря на разницу в возрасте в 53 года, другом.

Только сегодня получил от вдовы одно из последних изданий учителя, которое помогал ему делать:

Светлов И.Е. Библиография искусствоведческих работ. — М.: Первый том, 2022. — 76 с. ISBN: 978-5-907612-21-1

Там Игорь Евгеньевич писал о том, что и почему его привлекало по жизни в научном и творческом отношениях, неслучайно книга начитается статьёй «Несколько авторских акцентов»: «Убеждён, что каждый искусствовед, как и наши коллеги по изучению литературы, театра, кино, музыки, общих процессов художественного творчества, должен иметь библиографию своих работ. Не как момент самолюбования, или доказательство состоятельности перед начальством, а для прояснения и суммирования своих научных идей и творческих приоритетов».

Далее идут подробные списки:

  1. Монографические исследования, книги-альбомы (22 наименования);
  2. Составитель и ответственный редактор коллективных трудов (26 наименований);
  3. Статьи в коллективных трудах и сборниках (68 наименований);
  4. Статьи в журналах (103 наименования);
  5. Предисловия к каталогам художественных выставок (14 наименований);
  6. Рецензии на монографии И.Е. Светлова и коллективные труды, вышедшие под его руководством (7 наименований);
  7. Публикации на иностранных языках (14 наименований);
  8. Руководство диссертациями на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (6 наименований, под 5 номером — аз многогрешный).
  9. Рецензии в качестве официального оппонента (10 наименований).

Это не просто внушительно, это невероятно!

Напомню про интервью с И.Е., опубликованное год назад: