Публичные лекции искусствоведа Михаила Тренихина, организованные им круглые столы, выступление в качестве ведущего лекций
_______________
Наградная система Российской империи стала формироваться ещё в правление Петра Великого — в 1698 году был учрежден орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Но самый известный и почётный военный орден — Святого Великомученика и Победоносца Георгия был создан в 1769 году Екатериной Великой и с тех пор прочно вошёл в культуру России. XX столетие было ознаменовано для России трагическими событиями: Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная войны. Смены государственных формаций, общественно‐политических и мировоззренческих ориентиров, страшные и героические коллизии минувшего века находили отражение и в боевых наградах. Но георгиевские традиции не пересеклись и в наше время, спустя 253 года после учреждения ордена Святого Георгия.
Выступление было записано в Царицыно 9 сентября 2022 года.
_______________
Круглый стол «Авторское ювелирное искусство: вчера, сегодня, завтра». Организаторы — искусствоведы Александра Герасимова (Стёпина) и Михаил Тренихин. 27 марта 2022 года. Подробное описание мероприятия, докладчики и темы докладов перечислены в журнале Коллекция.
_______________
Коллекционеры, сотрудники музеев и эксперты расскажут о том, как произведения искусства попадают из частных коллекций в музеи и как там атрибутируются, затронут этические вопросы взаимодействия коллекционеров и музейщиков. Событие пройдет в день открытия «Выставки новых поступлений» музея-заповедника «Царицыно». Эта экспозиция продемонстрирует представлены наиболее яркие приобретения музейного фонда за последние десять лет. Среди них – предметы искусства, полученные в дар от частных владельцев. К участию в круглом столе приглашены искусствовед и коллекционер Сергей Подстаницкий, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидат искусствоведения и эксперт русской живописи XIX века Алексей Савинов, коллекционер, общественный и политический деятель Александр Севастьянов, директор Московского музея дизайна Александра Санькова, заслуженный работник культуры РФ, доктор искусствоведения, профессор и заведующий отдела живописи XVIII – первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина, старший научный сотрудник отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина Татьяна Тютвинова, коллекционер живописи и графики XX века Юрий Носов и старший куратор Таллинского музея рыцарских орденов (Tallinn Museum of Orders of Knighthood) Екатерина Лапиньш, доктор искусствоведения Ольга Калугина. Информационный партнёр — журнал Sammlung/Коллекция. Организаторы — искусствоведы Александра Герасимова (Стёпина) и Михаил Тренихин. 15 октября 2021 года.
_______________
Советский художественный фарфор известен по всему миру прежде всего благодаря крупнейшим фарфоровым производствам – Ленинградскому (ЛФЗ, ныне Императорский), Дулёвскому, Дмитровскому заводам. Коллекционеры и музеи мечтают получить в свои собрания шедевры агитационного фарфора. Но настоящий расцвет и широкое признание пришло к фарфору Страны Советов в 1960–1980-х годах, авторские образцы которого стали достоянием музейных собраний.
_______________
На лекции вы узнаете об орденах XVIII–XIX столетий, фарфоровых ансамблях, предназначавшихся для торжественных приёмов их кавалеров в Зимнем дворце, орденских облачениях и других традициях, связанных с дореволюционными орденами.
_______________

Онлайн-лекция «Наградная система в СССР в годы Великой Отечественной войны» в рамках культурной программы на XXII Международном фестивале «Интермузей-2020». 27 мая 2020 года.
_______________

Мини-экскурсия по Екатерининскому залу Большого дворца ГМЗ «Царицыно». Ведущий Михаил Тренихин рассказывает о наградной системе Российской империи на примере декора зала. 22 марта 2020 года.
_______________
Удивительная вещь – в России XVIII века, стране общепризнанного мужского шовинизма, 75 лет у власти на императорском троне находились женщины; по большей части вдовицы и одна девица. При этом в XVIII веке Россия достигла необычайного могущества и славы, о которых в последующие века преемники женщин-цариц только могли мечтать. Как эти женщины управляли страной, что меняло в стиле и формах правления «женское начало у власти», а главное – как подданные воспринимали женщину на троне, о чем они говорили в узком кругу, обсуждая правительницу – тема лекции Евгения Викторовича Анисимова, доктора исторических наук, профессора Высшей школы экономики, автора многих книг и документальных передач по истории XVIII века на телеканале «Культура». Ведущий – искусствовед Михаил Тренихин.
_______________
«Со вступлением на престол Александра I северная столица наша начала обогащаться блестящими украшениями новой архитектуры. […] Государь император Александр Павлович, имея особый вкус к прекрасной архитектуре, сообщил всем зданиям ту изящность, правильность и простоту, которые делают Петербург прекраснейшим городом в свете», — так писал о Санкт-Петербурге эпохи царствования Александра I один из современников, П.П. Свиньин. Стиль, в котором были возведены здания и городские ансамбли, определен историками искусства как «стиль ампир». В чем суть этого нового художественного направления? Как повлияло искусство наполеоновской Франции на деятельность русских архитекторов и мастеров? Оформление и убранство парадных залов и жилых покоев в императорских дворцах, секреты создания знаменитых мебельных гарнитуров того времени, — эти и другие вопросы будут освещены в лекции Ольги Кислицыной, старшего научного сотрудника музея «Петергоф», куратора выставки «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно». Ведущий – искусствовед Михаил Тренихин.
_______________

«Общее музееведение. История музеев, их классификация и функции. История музея-заповедника «Царицыно»». Обучающий фильм ГМЗ «Царицыно». 7 ноября 2018 года