Приглашаем на лекцию о символике России от Московского царства к современности. ГМЗ «Царицыно». 22.08.23, 15:00

Почему российский флаг трехцветный? Почему на нем нет рисунка? Каким был флаг нашей страны в прошлом? Об этом расскажут на лекции «Государственные символы России: от Московского царства к современности» во вторник, 22 августа, в 15:00.

У символики России – богатая история. Монеты, печати, флаги, знамена, ордена, медали, знаки отличия. Христианская, княжеская, царская, императорская и – полностью отринувшая все – советская. Сегодня в наследии России имеются как символы, берущие начало в глубокой древности, так и те, которые стали популярны в течение последнего столетия.

Лектор – Михаил Тренихин, научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Sammlung/Коллекция», кандидат искусствоведения.

Лекция пройдет в Большом дворце, в зале просветительского проекта Arzamas.

Участие – по билету в музей и регистрации.

Директора музея Царицыно

Сделали справочную информацию о том, как менялся и развивался музей-заповедник Царицыно (созданный Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР) при каждом из директоров.

Руководители ГМЗ «Царицыно» на официальном сайте музея-заповедника tsaritsyno-museum.ru >>>

Директора Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР — музея-заповедника «Царицыно»

Само собой, директор — руководитель и знамя, а за ним всегда есть большой коллектив, который и формирует музей. При этом напомним, что наш музей был основан в 1984 году и в следующем году ему исполнится сорок лет. И все руководители известны.

— И.С. Глазунов (1984-1986 гг.)
— В.Г. Окин (1986 г.)
— Н.Н. Седов (1986-1987 гг.)
— В.С. Манин (1987-1988 гг.)
— В.И. Аникович (1988-2001 гг.)
— В.В. Егорычев (2001-2006 гг.)
— А.С. Безруков (2006-2013 гг.)
— Н.Ю. Самойленко (2013-2016 гг.)
— С.И. Худяков (2016 г.)
— Е.Б. Фокина (с 2016 г.)

Над сбором информации, редактурой и оформлением данной страницы работали:

Михаил Тренихин, Павел Ермолов, Ольга Владимировна Докучаева, Виктория Петухова, Ольга Козарева, Дмитрий Понизов, Ирина Кравченко, Александра Герасимова, а также сами директора музея: Елизавета Борисовна Фокина, Наталья Юрьевна Самойленко, Александр Сергеевич Безруков, Виктор Васильевич Егорычев.

Почему захотелось обратить внимание на этот материал? Собственно, потому, что даже в Царицынской иллюстрированной энциклопедии ряд моментов не был освещён столь подробно.

Поэтому, сохраним себе эту страницу сайта музея. На память.

Большая статья про сокольское движение

Тренихин М.М. Сокольское движение. Забытая эстетика // Московское наследие, 2023. №2. С. 66—85.

У меня вышла новая мегастатья. То есть, действительно огромная! Полтора авторских листа и более пятидесяти картинок. Или, проще говоря, десять разворотов! Тема сокольского движения неизвестна широкой публике, а потому непопулярна у коллекционеров, но я ей проникся с 2020 года. Собрал коллекцию знаков, открыток, элементов униформы. Поучаствовал в музейной выставке. Нашёл единственную в России сокольню. Узнал, что многое есть в музее Дома русского зарубежья. Судя по фотографии из коллекции Даниэля Наджафова, общество «Сокол» было до революции и неподалёку от усадьбы Царицыно. В общем, рассказывать можно долго.

До этого публиковал на эту тему статьи только в электронке в журнале «Коллекция». Захотелось сделать и в бумаге, что и осуществлено. Теперь этой темой, возможно, заинтересуется чуть больше людей. Поиски и находки продолжаются.

Спасибо за оказанное доверие главному редактору журнала «Московское наследие» Филиппу Смирнову! Кстати, второй номер, где статья была опубликована, был презентован Филиппом в рамках Московского урбанистического форума 11 августа в Лужниках. А скоро журнал будет распространён уже по всей Москве (точек раздачи много). И тираж 10.000 экземпляров. И благодарность коллегам из департамента культурного наследия города Москвы за выпуск журнала, с которым приятно сотрудничать!

Выходные данные: Тренихин М.М. Сокольское движение. Забытая эстетика // Московское наследие, 2023. №2. С. 66—85. Читать в pdf >>>

Теперь можно и поздравлять с промежуточным итогом, и ругать (но ругать и указывать на возможные неточности всегда лучше статьёй-опровержением!).

Напомним наши публикации по теме сокольства в журнале «Коллекция»:

Поездка в Казань

Благодарю за приглашение и возможность поучаствовать в фестивале православной культуры «Казанские дни», приуроченном к празднованию 444-летия явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Музей Казанской епархии и лично митрополита Кирилла, отца Аркадия (Логинова), научных сотрудников Оксану Витальевну Иванову и Даниила Морозова! Это были невероятно насыщенные выходные!!!

Лекция Михаила Тренихина «Русская символика, основанная на святынях» (монеты, печати, знамёна, награды) в Музее Казанской епархии в рамках фестиваля православной культуры «Казанские дни», приуроченного к празднованию 444-летия явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. 16 июля 2023 года

Круглый стол «Место святыни в истории России: прошлое, настоящее, будущее» в Музее Казанской епархии в рамках фестиваля православной культуры «Казанские дни», приуроченного к празднованию 444-летия явления чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. В мероприятии приняли участие сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно» (г. Москва), кандидат искусствоведения Михаил Тренихин, председатель церковно-исторического общества Казанской епархии, кандидат исторических наук иерей Антоний Ермошин, директор музея Казанской епархии иеромонах Аркадий (Логинов). 15 июля 2023 года

Искусствовед Михаил Тренихин на телеканале «Эфир» (Казань) в программе «Тема». О важности святынь, музее Царицыно и о приглашении с лекцией в Музей Казанской епархии на музейный фестиваль православной культуры «Казанские дни». Слева – продюсер Юлия Шабанова, справа – ведущая Ольга Лаврова. Прямой эфир 15 июля 2023 года.

Посещëн также интереснейший Музей частных коллекций в Доме Александрова в Казани.

Доклад в Музее янтаря 22 июня 2023 года

Несколько кадров с Всероссийской конференции «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства», прошедшей в Калининградском музее янтаря в рамках VI Всероссийского конкурса авторского ювелирного и камнерезного искусства. Выступал с докладом «Русские мотивы, традиции и псевдотрадиции в современном ювелирном искусстве и бижутерии. Некоторые наблюдения».

Тренихин Михаил Михайлович, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция». Конференция «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства», Музей янтаря, 22 июня 2023 года

Тренихин Михаил Михайлович, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция». Конференция «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства», Музей янтаря, 22 июня 2023 года

Тренихин Михаил Михайлович, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция». Конференция «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства», Музей янтаря, 22 июня 2023 года
Тренихин Михаил Михайлович, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция». Конференция «Влияние национальных культур на развитие современного ювелирного и камнерезного искусства», Музей янтаря, 22 июня 2023 года

Фотограф Игорь Ткачёв, Калининградский областной музей янтаря.

Подробнее о мероприятии в журнале Коллекция:

Михаилу Тренихину 35!

Сегодня, чуть попозже, что-то в 8:30 утра мне исполнится 35.

Фотография на крыше Большого Царицынского дворца.

Тренихин Михаил Михайлович, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царицыно», заместитель главного редактора журнала «Коллекция»

Актуальные проблемы геральдики

Михаил Тренихин прошёл курс по программе дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы геральдического обеспечения управленческой деятельности в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях», 16 часов. ФГБОУ ВО «Российский Государственный Социальный университет».

Актуальные проблемы геральдического обеспечения управленческой деятельности в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях

Проводит факультет «Специальных исторических, гуманитарных дисциплин и военно-мемориальной работы» РГСУ.
Лектор — Олег Вячеславович Кузнецов, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, Герольдмейстер города Москвы, Заслуженный работник культуры России, заведующий кафедрой Государственных символов, геральдики и фалеристики РГСУ, кандидат исторических наук.

Спасибо родному музею «Царицыно» за направление на обучение!

Актуальные проблемы геральдического обеспечения управленческой деятельности в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях

Открытки к 90-летию художника Анатолия Борисова

Изданы две открытки в честь моего деда:

№ 1-026 «К 90-летию художника. Борисов Анатолий Викторович. 15.2.1933—13.11.1969» [мой коллаж различных произведений деда]

№ 1-027 «К 90-летию художника. Борисов Анатолий Викторович. 15.2.1933—13.11.1969. Москва. Доходный дом «Россия».1955» [офорт работы деда]

Тираж каждой 100 экземпляров.

2023. Издатель Oleg Mironov
Журнал «SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ»
https://sammlung.ru/

Интересующимся подарю. Думаю, пригодятся открытки и для персональной выставки в Кашире, которую мы планируем на сентябрь.

Книжный знак Михаила Тренихина

Нарисованный в январе экслибрис, о котором было написано раннее, напечатан на плёнке.

Экслибрис

Теперь есть желание пометить все книги, сборники статей, каталоги, журналы с собственными статьями.

Пока первые два экслибриса появились на титульных листах первого и второго томов Царицынской иллюстрированной энциклопедии.

Просто маркировка научного архива своих трудов.

Про Лидию Владимировну Андрееву (1930—2018)

Удивительное дело! В Википедии появилась большая статья про искусствоведа Лидию Владимировну Андрееву (1930—2018).

Собственно, все специалисты по декоративному искусству, в особенности по фарфору, а также по архитектору Василию Баженову и царицынскому ансамблю её, конечно, знали. Большинство лично, молодёжь по трудам.

Надо отметить, что создатель страницы в Вики, пользователь с ником Stolbovsky, активно ссылается на мою биографическую статью про Л.В. в Царицынской иллюстрированной энциклопедии, на сборники наших Андреевских научных чтений, на некролог на сайте музея (текст которого я писал с комком в горле).
Понятное дело, что можно добавлять массу информации, но пользователю Stolbovsky моё почтение и благодарность!

Со своей стороны загрузил портрет Лидии Владимировны, который я сделал в экспозиции Третьей российской Триеннале современного гобелена в музее-заповеднике «Царицыно» 20 июня 2018 года (предпоследний приезд Л.В. в музей) в день моего тридцатилетия.

Эта фотография, кстати, была дважды опубликована:

  1. Тренихин М.М. АНДРЕЕВА Лидия Владимировна (1930–2018) // Царицынская иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. Александр I — Кухонный корпус. — М.: Буки Веди, 2018. С. 134.
  2. Василий Баженов и греко-готический вкус: Сборник статей / Ред.-сост. А. С. Корндорф, С. В. Хачатуров — М.: Государственный институт искусствознания, 2019. С. 2. Сборник был посвящён её памяти и меня попросили дать её фотографию на развороте.

Сама Лидия Владимировна стеснялась фотографироваться, приговаривая: «Какая я старушенция». Но тогда был замечательный солнечный день и на фоне оказался симпатичный гобелен. Да и сама Л.В. всегда излучала внутренний свет.

Излишне говорить, что для меня это важный портрет очень дорогого для меня человека. Именно Лидия Владимировна пригласила меня работать в музей-заповедник «Царицыно» (познакомились мы во время моей работы директором галереи Императорского фарфорового завода) и стала настоящим ангелом-хранителем.